1. Главная
  2. Консультации

Консультация №4744

12.07.2012
Спрашивает Ангела
1.Как должны быть правильно оформлены акты и постановления при ОРМ и ОРД. где найти можно данные образцы? выявили очень много нарушений - необходимо обоснавать))
2.Имеет ли законную силу "акт исследования и выдачи веществ денег предметов с согласия сбытчика предметов его одежды и вещей" оформленный на месте задержания после проверочной закупки. при этом в постановлении ОРМ (ОРД) нет даже упоминания на административное нарушение которое по закону ФЗ об ОРД должно присутствовать при задержании?
3. если нет постановления на административное нарушение лица - имеют ли сотрудники полиции либо ФСКН задерживать. досматривать задержанное лицо?
4. если с постановлением на экспертизы (у нас их 5) нас ознакомили только после того как были получены результаты экспертизы могут ли данные экспертизы считаться не законными и каковы дальнейшие действия?
с уважением Angela
Отвечает
  • адвокат Ирина Хрунова
Здравствуйте. Каких либо специальных бланков нет, поэтому законность каждого акта и постановления решается не по бланку, а в целом. Есть требование о том, что проверочная закупка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Это должно быть соблюдено. Естественно, должны присутствовать подпись, дата, время, и место. Должно быть указано, какое именно мероприятие и в отношении кого проводится. Если точное фио сотрудникам неизвестно, должно быть описание известных примет. Вы не указали, какие именно нарушения Вы выявили, поэтому мне трудно комментировать их.
Акт выдачи также трудно комментировать, не видя его и не зная обстоятельств. Если действительно присутствовало согласие человека на выдачу и он это сделал, и эти предметы были упакованы соответствующим образом, то эти действия также могут быть законные. Ссылка на адм правонарушение здесь не требуется, так как, согласно ст. 7 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности", основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются признаках подготавливаемого, совершаемого противоправного деяния. То есть ОРМ проводится в рамках уголовного, а не административного процесса.
Что касается экспертизы, то здесь ситуация следующая. Ч. 3 ст. 195 УПК РФ, определяющая порядок назначения судебной экспертизы, обязывает следователя ознакомить с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъяснить им права, предусмотренные статьей 198 УПК РФ, о чем составляется соответствующий протокол.
Правовой смысл данной нормы УПК РФ заключается в том, что следователь обязан ознакомить подозреваемого, обвиняемого и его защиту с постановлением о назначении экспертизы непосредственного сразу после его вынесения и до проведения самой экспертизы, а не спустя длительное время после ее проведения, поскольку ст. 198 УПК РФ предусматриваются такие права подозреваемого и обвиняемого, которые можно реализовать только до проведения самой экспертизы. Такие права, как, например, право ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту или право заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении. Более того, в самой ст. 198 УПК РФ указано, что данные права могут быть реализованы... "при назначении и производстве судебной экспертизы где подозреваемый, обвиняемый, его защитник вправе...".
Поэтому, впоследствии Вы сможете заявить ходатайство о признании данных экспертиз как недопустимых доказательств. Однако, сразу же скажу, что для суда не будет иметь значение только лишь опоздание с ознакомлением. Так складывается судебная практика.
Поделиться