Консультация №5478
19.01.2013
Спрашивает Сирота Казанская
доброго времени суток! недавно ко мне подошли сотрудники гнк и попросили проехать с ними в отдел для беседы. я поинтересовался для чего, и они мне ответили что просто хотят пообщаться, я им отказал, но они сильно настаивали, говорили что щас меня возьмут, схватят и отвезут насильно! был не один, с отцом, потому как обычно -беспредельную наглость свою проявлять не стали на глазах у отца! спросил ещё раз у них, на каких основаниях я вообще обязан с ними проехать, и они сказали что им кто то сказал что я употребляю наркотики, и дал показания, вообщем всё что кто то, кто это сказал, всё это зафиксировано на бумаге, тупо с его с лов и под его роспись! ну я им сказал что бы вызвали меня по повестки, и сейчас скрываюсь, так как опасаюсь беспредела с их стороны! скажите пожалуйста их требования были законными, есле да, то как это проверить, и могут ли они меня на осведетельствование затащить насильно, только из-за того, что им кто то сообщил что я якобы употребляю наркотики? а так же хотелось узнать какими они обладают полномочиями в моём случае?
заранее спасибо!
заранее спасибо!
Отвечает
- юрист Арсений Левинсон
Здравствуйте. Извините за задержку с ответом.
В описанной ситуации Вы действовали правильно и законно. Никакой закон не устанавливает обязанности гражданина куда-либо следовать с сотрудниками наркоконтроля для беседы.
По статье 6.9 КоАП (употребление наркотиков) сотрудники ФСКН уполномочены составлять протоколы, которые передаются ими для рассмотрения в суд (пункт 83 части 2 статьи 28.3 КоАП). Для составления протокола об административном правонарушение должно быть возбуждено дело об административном правонарушении. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; (статья 28.1 КоАП).
Последний пункт, казалось бы, дает основания возбудить административное производство в отношении любого человека, потому что проверить зафиксированное в рапорте утверждение, что информация поступила по телефону или прозвучала по радио невозможно. Тем не менее, это не так. КоАП говорит не о любых сообщениях о том, что кто-то употребляет наркотики, а только о сообщениях указывающих на наличие события административного правонарушения, т.е. о факте употребления наркотиков в конкретном месте или конкретным лицом.
Таким образом, если сотрудником наркоконтроля при обращении к Вам было объявлено о имеющейся информации о событии административного правонарушения (а не о том, что кто-то сказал, что Вы употребляете наркотики) доставление Вас в служебное помещение ФСКН было бы законным.
Важно так же знать, что согласно части 1 статьи 28.7 КоАП, в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства о наркотических средствах и об охране здоровья граждан осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Как правило, для привлечения к административной ответственности за употребление наркотиков не может быть достаточно сообщения физического лица и должно проводится медицинское освидетельствование на состояние опьянения, которое требует значительных временных затрат, поэтому в таком случае должно быть решение о проведении административного расследования. Такое решение принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения (часть 2 статьи 28.7 КоАП).
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу, в отношении которого оно вынесено.
Когда лицо не извещено о возбужденном деле и не ознакомлено с определением о проведении административного расследования, оно имеет право отказаться от направления на медицинское освидетельствование. Сотрудник ФСКН может добросовестно заблуждаться, что есть основания для доставления, задержания, направления на освидетельствование конкретного человека. В таком случае отказ от участия в этих действиях будет рассматриваться как неповиновение законным требованиям сотрудников наркоконтроля (статья 19.3 КоАП). В этой ситуации правомочен разобраться только суд.
Обычно же привлечение к ответственности за употребление наркотиков происходит по другому, с нарушением процедур, установленных КоАП, что дает совершенно законные основания в таком производстве по делу об административном правонарушение не участвовать, отказываться от так называемых бесед, тестирования, медицинского освидетельствования.
В описанной ситуации Вы действовали правильно и законно. Никакой закон не устанавливает обязанности гражданина куда-либо следовать с сотрудниками наркоконтроля для беседы.
По статье 6.9 КоАП (употребление наркотиков) сотрудники ФСКН уполномочены составлять протоколы, которые передаются ими для рассмотрения в суд (пункт 83 части 2 статьи 28.3 КоАП). Для составления протокола об административном правонарушение должно быть возбуждено дело об административном правонарушении. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; (статья 28.1 КоАП).
Последний пункт, казалось бы, дает основания возбудить административное производство в отношении любого человека, потому что проверить зафиксированное в рапорте утверждение, что информация поступила по телефону или прозвучала по радио невозможно. Тем не менее, это не так. КоАП говорит не о любых сообщениях о том, что кто-то употребляет наркотики, а только о сообщениях указывающих на наличие события административного правонарушения, т.е. о факте употребления наркотиков в конкретном месте или конкретным лицом.
Таким образом, если сотрудником наркоконтроля при обращении к Вам было объявлено о имеющейся информации о событии административного правонарушения (а не о том, что кто-то сказал, что Вы употребляете наркотики) доставление Вас в служебное помещение ФСКН было бы законным.
Важно так же знать, что согласно части 1 статьи 28.7 КоАП, в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства о наркотических средствах и об охране здоровья граждан осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Как правило, для привлечения к административной ответственности за употребление наркотиков не может быть достаточно сообщения физического лица и должно проводится медицинское освидетельствование на состояние опьянения, которое требует значительных временных затрат, поэтому в таком случае должно быть решение о проведении административного расследования. Такое решение принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения (часть 2 статьи 28.7 КоАП).
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу, в отношении которого оно вынесено.
Когда лицо не извещено о возбужденном деле и не ознакомлено с определением о проведении административного расследования, оно имеет право отказаться от направления на медицинское освидетельствование. Сотрудник ФСКН может добросовестно заблуждаться, что есть основания для доставления, задержания, направления на освидетельствование конкретного человека. В таком случае отказ от участия в этих действиях будет рассматриваться как неповиновение законным требованиям сотрудников наркоконтроля (статья 19.3 КоАП). В этой ситуации правомочен разобраться только суд.
Обычно же привлечение к ответственности за употребление наркотиков происходит по другому, с нарушением процедур, установленных КоАП, что дает совершенно законные основания в таком производстве по делу об административном правонарушение не участвовать, отказываться от так называемых бесед, тестирования, медицинского освидетельствования.
Поделиться