28-летний Ренар Аквила из Новокузнецка с 2009 года лечится от шизотипического расстройства и огромного набора симптомов, связанных с ним: псевдогаллюцинациями, навязчивыми мыслями, депрессией, апатией, тревожностью и суицидальным состоянием. В данный момент ему грозит до 20 лет тюрьмы по статье 229.1 УК РФ (“контрабанда наркотиков”) за покупку в Индии единственного из десятков перепробованных им лекарств, которое оказало на него положительный эффект - антидепрессанта бупропиона.
Препарат порекомендовал Ренару немецкий врач на консультации в 2018 году. С тех пор он получил официальный рецепт в немецкой клинике, а сам антидепрессант заказывал в России вплоть до 2019 года, когда средство внезапно исчезло со всех сайтов, а на Дарью Беляеву завели уголовное дело за покупку в Польше того же бупропиона (все обвинения с Дарьи были сняты в декабре 2021 года).
10 января 2022 года мама Ренара, Марта Аквила, получила на почте посылку из Индии. На выходе из почты у Марты посылку изъял майор таможенной службы, а саму её отвез на допрос, где угрожал арестовать на двое суток и оставить на это время без мобильной связи, если та не скажет, кто заказал лекарство.
Регистрация бупропиона на российском рынке была отозвана компанией-производителем в 2016 году по коммерческим причинам. С тех пор препарат не продается в России, но и не находится ни в одном списке запрещенных, наркотических или сильнодействующих веществ. В мировой практике это проверенный медикамент с доказанной эффективностью не только в деле лечения депрессии, но и лечения никотиновой зависимости. Бупропион не вызывает ожирения или половой дисфункции – крайне неприятных, но частых побочных эффектов антидепрессантов. Бупропион – четвёртый из самых выписываемых антидепрессантов в США.
Всемирная организация здравоохранения включила бупропион в примерный перечень основных лекарственных средств. Таможенное законодательство Евразийского экономического союза относит бупропион к лекарственным средствам той же категории отпуска по рецепту, что и парацетамол и цефтриаксон, то есть по обычным рецептам. В России бупропион рекомендован Минздравом для применения стандартом медицинской помощи.
Как с позиции Российского общества психиатров, так и согласно выводам одной из научных публикаций Московского университета МВД, приравнивать бупропион к наркотикам абсурдно – он не вызывает эйфории и наркотической зависимости. По имеющимся в открытом доступе исследованиям, эйфорический эффект у бупропиона сравним с таковым у кофеина.
Поэтому мы призываем не только к прекращению бесчеловечного уголовного дела, направленного против человека с серьезным психическим заболеванием и его семьи, но и к изменениям законодательства, которые бы позволили избежать таких уголовных дел в будущем.
Это уже не первый случай преследования больных людей и их родственников за покупку лекарств за рубежом – мы уже упоминали Дарью Беляеву, которую два года преследовали за заказ того же лекарства – бупропиона. Аналогичное уголовное дело было против Ольги Калиновской, она до сих пор проходит по нему свидетелем.
Мы призываем к полному прекращению уголовного преследования больных за покупку бупропиона. Без лекарства у Ренара нет жизни и нет будущего, которое должно быть у каждого из нас.
Мы требуем законодательно исключить возможность рассматривать незарегистрированные лекарственные средства как «производные наркотических средств».
#БупропионНеНаркотик