1. Главная
  2. Памятки

Как заключенному получить медицинскую помощь при «ломках» (правовой анализ и инструкция)

  • юрист Арсений Левинсон

Постановка проблемы

Неоказание наркологической помощи заключенным наркопотребителям при абстинентном синдроме («ломке») является чрезвычайно распространенной, но мало заметной проблемой. Игнорирование наличия наркозависимости и отказ в медицинской помощи обрекает множество заключенных на страдания, наносит вред их физическому и психическому здоровью, а иногда приводит к таким тяжким последствиям как самоубийства.


Например, о самоубийстве наркопотребителя в московском СИЗО-4 (“Медведь”) рассказывала в своем фейсбуке член ОНК, журналист Ева Меркачева. Заключенный не получил никакой медицинской помощи при абстинентном синдроме и покончил с собой в карантине следственного изолятора / Медиазона, 15.09.2020 г., URL: https://zona.media/news/2020/09/15/sizo-4-rkn/.


Зачастую абстинентный синдром используется правоохранительными органами для манипулирования и давления на людей, употребляющих наркотики, с целью получения от них признательных показаний при уголовном преследовании, привлечения их к «добровольному» сотрудничеству с полицией, оговора других лиц и др.

Российское законодательство, в отличии от международных стандартов, не предписывает врачам при осмотре заключенных перед помещением в ИВС или СИЗО уделять внимание наличию признаков абстинентного синдрома и добиваться его устранения.

В России законодательно запрещена заместительная терапия, поэтому задержанные и помещенные под стражу люди лишены возможности получить лекарственные средства, способные быстро купировать абстинентный синдром. Однако, они имеют право на медицинскую помощь в наркологическом стационаре для вывода из абстинентного состояния другими (не наркотическими) лекарственными средствами в соответствии с действующими стандартами и клиническими рекомендациями.

Значительная часть из почти 80 тысяч осужденных в год по делам, связанным с наркотиками, страдают наркозависимостью, а при задержании и помещении в СИЗО нуждаются в устранении абстинентного синдрома. Однако, возможность для оказания такой медицинской помощи отсутствует, так как в уголовно-исполнительной системе нет собственных наркологических стационаров, а для госпитализации заключенного в гражданский наркологический стационар его должен круглосуточно сопровождать временный караул из двух сотрудников. Известно, что в УИС отсутствует достаточное количество сотрудников для конвоирования всех заключенных, которым это необходимо, в гражданские медицинские организации не только на стационарное лечение, но даже на обследования.

Несмотря на это жалобы на неоказание медицинской помощи при ломках поступают достаточно редко. Право на устранение абстинентного синдрома не разъясняется. Тех же задержанных и заключенных, кто требует лечения, могут запугивать и принуждать к отказу от медицинской помощи. Большинство не решается добиваться медицинской помощи и жаловаться на абстинентный синдром, в том числе, потому что не имеют эффективных инструментов для реализации своего права на такую медицинскую помощь.

Важно в каждом случае добиваться медицинской помощи при абстинентном синдроме, а при отказе в такой помощи - обращаться с жалобами. Нужно остановить эту пыточную и бесчеловечную практику, которая приводит к страданиях десятков тысяч задержанных и заключенных наркопотребителей.

Алгоритм защиты

Наибольшая вероятность добиться медицинской помощи при абстинентном синдроме приходится на период задержания, до помещения лица в СИЗО. В связи с чем непосредственно после доставления в отдел задержанному необходимо сообщить о своей наркозависимости и настаивать на оказании медицинской помощи (вызове скорой), при возможности – подать письменное заявление в дежурную часть и получить талон-уведомление. На нахождение в состоянии абстиненции также рекомендуется указывать во всех предоставляемых задержанному на подпись процессуальных документах (объяснениях, протоколах допроса, досмотра и т.д).

Во время осмотра врачом при приеме в ИВС и СИЗО также необходимо настаивать на отражении в документации (журнале регистрации осмотров) состояния абстиненции, опасности нахождения в заключении до снятия ломок, требовать составления акта об отсутствии возможности приема по медицинским показаниям и вызова бригады скорой помощи.

В случае плохого самочувствия в период нахождения под стражей задержанный может требовать осмотра медицинским работником, отражения состояния абстиненции в медицинской карте, экстренной госпитализации в больницу. При отказе целесообразно подать письменное заявление о необходимости оказания медицинской помощи на имя начальника ИВС или СИЗО. Неоказание медицинской помощи также является основанием для обращения с жалобами в МВД, ФСИН, прокуратуру.

Близкие лица задержанного в свою очередь непосредственно после его задержания могут сообщить о необходимости оказания ему медицинской помощи в связи с абстинентным синдромом по телефону в дежурную часть отдела полиции, в ИВС, в СИЗО, на горячую линию МВД, в прокуратуру. Не только адвокат, но и любое лицо, которому стало известно о нарушении прав задержанного – родственник, социальный работник, близкий человек – может подать письменную жалобу в администрацию ИВС, СИЗО, в УФСИН, МВД, прокуратуру (в том числе посредством заполнения формы на официальном сайте ведомства в сети Интернет) (см. образец жалобы).

Приведенные действия не только повысят шансы на получение наркологической помощи, но и позволят задокументировать факт получения показаний у лица в состоянии ломки. Следовательно, при рассмотрении дела в суде подсудимому и его защитнику необходимо ходатайствовать об исключении из числа доказательств показаний, данных в период ломки. Отказ в оказании медицинской помощи и использование судом доказательств, полученных в период абстинентного синдрома, являются основанием для обращения с жалобой в Европейский суд по правам человека, Комитет ООН против пыток или Комитет ООН по правам человека.

Для подачи жалобы следует собрать документы, подтверждающие, что властям было известно о наличии у задержанного (заключенного) наркозависимости, однако наркологическая помощь ему не была предоставлена, в ходе осмотров при помещении в ИВС и СИЗО было проигнорировано наличие абстинентного синдрома, жалобы по факту непредоставления ему медицинской помощи в связи с абстинентным синдромом не были удовлетворены.

Международное право

Международное право в области прав человека содержит следующие применимые правила и рекомендации по вопросу оказания медицинской помощи при абстинентном синдроме:

  • Статья 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливающая, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию;
  • Статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, о признании государствами-участниками права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
  • Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (A/RES/70/175 ), устанавливают, что врач или другие квалифицированные медицинские специалисты.. должны принять каждого заключенного, побеседовать с ним и подвергнуть его медицинскому осмотру как можно скорее после поступления, а затем по мере необходимости. Особое внимание следует уделять, в частности, выявлению симптомов абстиненции, вызванных употреблением наркотиков и принятию всех надлежащих индивидуальных мер или проведению соответствующего лечения (правило 30) .
  • Европейские пенитенциарные правила (Rec(2006)2-rev), согласно которым при осмотре заключенного врач или квалифицированная медсестра, подчиняющаяся врачу, должны уделять особое внимание, в частности, устранению абстинентного синдрома, вызванного употреблением наркотиков (правило 42.3d).
  • Заключительные замечания Комитета против пыток по шестому периодическому докладу Российской Федерации (CAT/C/RUS/CO/6 CAT/C/RUS/CO/6_ru) от 28 августа 2018 года, содержат следующую рекомендацию «принять все необходимые меры для эффективной защиты лишенных свободы наркозависимых лиц от причинения им сотрудниками полиции боли и страданий, связанных с абстинентным синдромом, в том числе с целью добиться от них признательных показаний; обеспечить, чтобы такие признательные показания не принимались в судах; и предоставить лишенным свободы наркозависимым лицам надлежащий доступ к необходимому медицинскому лечению»;
  • Заключительные замечания Комитет по правам человека по седьмому периодическому докладу Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. содержали по сути аналогичные рекомендации: «Государству-участнику следует принять все необходимые меры к тому, чтобы: a) его политика в отношении лиц, употребляющих наркотики и лишенных свободы, полностью соответствовала его обязательству обеспечивать их эффективную защиту от боли и страданий, связанных с абстинентным синдромом, и чтобы на практике им предоставлялась своевременная, адекватная и научно обоснованная медицинская помощь для купирования этого синдрома; b) обеспечить наличие адекватных средств правовой защиты для предотвращения проведения допросов или любых других следственных действий с лицом, страдающим от абстинентного синдрома; и c) обеспечить реальное соблюдение прав лиц, употребляющих наркотики и лишенных свободы, на надлежащее судебное разбирательство, включая право не принуждаться к даче показаний против самих себя» (CCPR/C/RUS/CO/7, п. 16).

Российское законодательство

Вопрос оказания наркологической помощи задержанным и заключенным при абстинентном синдроме регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • статья 21 (часть 2) Конституции РФ устанавливающая, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;
  • статья 41 Конституции РФ, гарантирующая право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • статья 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которой заключенные имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (ч. 1);
  • статья 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», согласно которым оказание медицинской помощи в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья (ч. 1); при ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи (ч. 4);
  • Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 1466. Под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются: а) отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи; б) ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, может повлечь за собой ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью (п. 3).
  • Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 14.10.2005 г. № 189, согласно которым, в частности, лица, нуждающиеся по заключению врача или фельдшера СИЗО в срочном стационарном лечении, при отсутствии возможности такого лечения в СИЗО либо истечении срока содержания под стражей, в случае доставки их из ИВС конвойными подразделениями органов внутренних дел в учреждение не принимаются (п. 12); первичный медицинский осмотр, а также необходимое обследование осуществляет дежурный врач (фельдшер) СИЗО с целью выявления больных, требующих изоляции и (или) оказания неотложной медицинской помощи (п. 16); подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО проходят в трехдневный срок обязательный медицинский осмотр, который проводит врач-терапевт (врач общей практики), в необходимых случаях по медицинским показаниям они осматриваются другими специалистами (п. 126).
  • Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утв. приказом Минюста России от 28.12.2017 г. № 285, который предусматривает также, что лица, лица, доставленные в СИЗО, при поступлении осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии. Данные об осмотренных лицах и наличии выявленных у них заболеваний (повреждений) фиксируются в журнале регистрации осмотров медицинским работником лиц, доставленных в СИЗО (п. 23); лица, доставленные в СИЗО из изолятора временного содержания органов внутренних дел, нуждающиеся по заключению медицинского работника в медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в том числе в стационарных условиях, при отсутствии возможности оказания такой помощи в филиале медицинской организации УИС в СИЗО не принимаются.. Медицинским работником составляется акт об отсутствии возможности приема в СИЗО по медицинским показаниям (п. 24);
  • Положение об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах МВД России, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г № 301, согласно которому, в частности, оказание медицинской помощи задержанному лицу осуществляется сотрудниками полиции безотлагательно по требованию данного лица;
  • Порядок организации оказания медицинской помощи задержанным лицам в территориальных органах МВД России, утв. Приказом МВД России от 18.03.2013 г. № 141, согласно которому также медицинская помощь оказывается незамедлительно при обращении за ней задержанного лица, охрана задержанного, помещенного в стационар, осуществляется полицией;
  • Стандарты (модели протоколов) диагностики и лечения наркологических больных, утв. Приказом Минздрава РФ от 28.04.1998 г. № 140, которые устанавливают, что при диагнозе «Наркомания опийная. Острый абстинентный синдром. Степень тяжести — средняя» предусмотрены условия лечения «стационарные», длительность лечения – «не менее 7 суток» (п. 15.4 Стандарта). При диагнозе «Наркомания опийная. Острый абстинентный синдром. Степень тяжести — тяжелая.» предусмотрены условия лечения «стационарные», длительность лечения – «10-12 дней» (п. 15.5 Стандарта);
  • Стандарт специализированной медицинской помощи при абстинентном состоянии, вызванном употреблением психоактивных веществ, утв. Приказом Минздрава России от 04.09.2012 г. № 135н предусматривает условия оказания медицинской помощи «в дневном стационаре, стационарно» и «средние сроки лечения (количество дней): 10».
Поделиться