Консультация №14066
Здравствуйте. В декабре 2019 г была впервые привлечена к уголовной ответственности за покушение на сбыт наркотиков в крупном размере. Проживала с родителями и маленькой дочкой 2018 года рождения. На следующий день после задержания мне избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении суда об избрании меры пресечения указано, что дочь осталась на попечении моих родителей (бабушки и дедушки). Позже я узнала, что органами опеки и попечительства ребенок был изьят у моих родителей и передан отцу ребенка, с которым ранее совместно не проживали и не состояли в браке. В октябре 2020 г апелляционным судом мне изменили меру пресечения с заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении. Но вернувшись домой, отец ребенка отказался мне вернуть дочь, я была вынуждена обратиться в суд об определении места жительства дочери со мной. Все это время пока шли судебные разбирательства по уголовному делу, параллельно шли суды по определению места жительства ребенка. На момент вынесения приговора по уголовному делу от 18 февраля 2021 г., решение об определении места жительства ребенка по гражданскому делу еще вынесено не было, ребенок проживал с отцом. Несмотря на это, мною и адвокатом было заявлено ходатайство об отсрочке исполнения наказания до достижения ребенком 14 лет. При вынесении приговора мне была предоставлена отсрочка. Вопрос. Если место жительства ребенка будет определено с отцом, без лишения родительских прав, отменят ли по представлению УИИ отсрочку? И можно ли как-то обойти этот момент на суде, ведь по смыслу закона я от ребенка не отказалась.
- адвокат Вадим Сивченко
Здравствуйте, Марина. В соответствии с ч.1 ст.82 УК РФ «Беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, кроме лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, лишения свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста».
Соответственно, буквальное трактование текста данной части статьи свидетельствует, что мужчине может быть предоставлена отсрочка от отбывания наказания, если он является единственным родителем. В отношении женщины указано только то, что на момент вынесения приговора у нее должен быть ребенок в возрасте до 14 лет.
Отсрочка от отбывания наказания представляет собой условный вид освобождения от наказания. Она может быть отменена в следующих случаях: - если осужденный(ая) отказался от ребенка. Под отказом от ребенка следует понимать официальное заявление, сделанное родителем ребенка соответствующим органам; - если он (она) продолжает уклоняться от воспитания ребенка и ухода за ним после предупреждения, сделанного уголовно-исполнительной инспекцией, осуществляющей контроль за его (ее) поведением. Лицо считается уклоняющимся от воспитания ребенка и ухода за ним, если оно, официально не отказавшись от ребенка, оставило его в родильном доме или передало в детский дом, либо ведет антиобщественный образ жизни, либо оставило ребенка родственникам или иным лицам, либо скрылась, либо совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка (ч. 3 ст. 178 УИК РФ).
Вот что указывает Пленум ВС РФ №8 « Согласно части 2 статьи 82 УК РФ в случае, если осужденный, которому отсрочено отбывание наказания, отказался от ребенка или продолжает уклоняться от его воспитания после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного (либо осужденная женщина умышленно без медицинских на то показаний прервала беременность), судья может по представлению этого органа отменить отсрочку отбывания наказания и направить осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда. Осужденного следует считать уклоняющимся от воспитания ребенка, если он оставил его в родильном доме или передал в детский дом либо ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним, без уважительной причины оставил ребенка родственникам или иным лицам, скрылся либо совершает иные действия (бездействие), свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка». В Вашем же случае, если будет решение суда об определении места жительства ребенка с отцом, то данный случай не входит в перечень оснований к отмене отсрочки от отбывания наказания и не является случаем оставления ребенка без уважительной причины родственникам или иным лицам.
Если суд отдаст ребенка отцу, Вам надо подать заявление в суд об обязании отца ребенка предоставлять Вам регулярные свидания с ребенком, чтобы Вы могли участвовать в его воспитании, материально и духовно.
Удачи.