1. Главная
  2. Консультации

Консультация №4296

16.04.2012
Спрашивает СД
Здравствуйте! Ситуация в следующем: обратился в суд с иском об определении времени общения с ребенком. Получил встречный иск о лишении род. прав с бредовыми обвинениями, ничего не подтвердилось. Но, в течение рассмотрения дела выяснилось что я состою на учете в НД по поводу наркозависимости. Действительно, в 1998 году, после курса лечения в ГБ я был поставлен на учет в НД, ездил отмечаться. Через некоторое время врач сказал что я снят с динамического наблюдения. Я, как выяснилось позже, неправильно истолковал его слова и перестал ездить (сам дурак, знаю), потом вовсе забыл об этом как о страшном сне. После лечения непонятно от чего никаких наркотиков я не употреблял, даже не курил (да и зависимости у меня не было), у меня уже очень давно хорошая работа, ребенку 3,5 года, второй раз женат (и жена и вся её семья врачи, был бы наркоманом-гнали бы в шею), ни о каких наркотиках и речи быть не может. В связи с чем, я решил пообщаться с главным врачом НД о снятии меня с учета, она ссылается на приказ минздрава № 704 о сроках наблюдения аж от 1988 года. Копался я в законах копался и накопал ст. 33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, которая дает мне право отказаться от медицинских услуг. Да и, на сколько я знаю, ФЗ имеет бОльшую юридическую силу чем приказ минздрава. Отсюда вопросы:
- С чего лучше начать, с заявления о проведении ВКК или сразу завалить их заявлениями со ссылкой на эту 33 статью и последующей подачей в суд?
- Какова вероятность положительного решения суда?
Или может быть есть еще какие-либо варианты, потому что мариновать человека на учете 14 лет и даже ни разу не поинтересоваться им, на мой взгляд маразм. Заранее большое спасибо за помощь!
Отвечает
  • завпунктом
Здравствуйте. С 1 января 2012 года действуют не Основы законодательства, на статью 33 которых Вы ссылаетесь, а Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где добровольности любого медицинского вмешательства, в том числе диспансерного наблюдения, посвящена статья 20.
Но и при новом законе Ваша позиция обоснована в силу следующих норм.
Статья 20 названного закона содержит закрытый перечень исключений из общего правила добровольного информированного согласия:
«Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы
».
Этот перечень не включает наркологические заболевания, за исключением тех, которые могут быть отнесены к тяжелым психическим расстройствам. Но «юридический мостик» (взаимосвязь) между Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» отсутствует. В отношении наркологических больных и наркоучета применяются положения специального закона о наркотиках, а не общие нормы закона о психиатрической помощи. К заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, наркологические заболевания также не отнесены.
В федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» есть, правда, помимо статьи 20, еще статья 46, предусматривающая возможность обязательного диспансерного наблюдения в случаях, установленных законодательством РФ. Такой нормы не было в старых Основах.
Случаев, установленных законодательством, применительно к наркологическому учету на сегодняшний день не существует.
Согласно статье 56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» «порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции».
Такой порядок в настоящее время не установлен. Приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704, на который ссылаются обычно в наркодиспансерах, требованиям закона (т.е. статьи 56 ФЗ о наркотиках) не соответствует, т.к. он утвержден Минздравом, но не согласован ни с наркоконтролем, ни с Генпрокуратурой, ни с Минюстом. Но т.к. сослаться больше не на что, ссылаются на юридически бессильные и содержательно устаревшие союзные приказы.
Для начала, на мой взгляд, следует написать заявление на имя главврача НД, изложив все вышесказанное, с просьбой снять с учета или (более гибкий вариант) провести врачебную комиссию в этих целях. Если не сработает – прежде чем идти в суд, имеет смысл обжаловать отказ НД в территориальный орган управления здравоохранением и /или прокурору.
Ну и дальше – вплоть до Страсбурга. Хотелось бы верить, что так далеко идти не придется.
Следующая консультация:
Поделиться