Консультация №14183
Здравствуйте. Я Вич +( b23.1). Принимаю лекарства. На данный момент у меня развивается зоб в щитовидной железе. Нужна операция, так как медикаментозно он уже не лечится. Хирург отказался меня оперировать из -за моего статуса вич- инфицированного и ставить на плановую операцию, без которой я умру. Подскажите, пожалуйста, как мне быть?
- юрист Анастасия Коптеева
Светлана, Ваше обращение требует особого пристального внимания.
Вы страдаете зобом щитовидной железы, которая в вашем случае лечится только хирургическим путем.
Вам важно решить этот вопрос в кратчайшие сроки, поскольку различные медицинские исследования подтверждают, что нелеченный зоб щитовидной железы, не поддающийся медикаментозному лечению, зачастую грозит развитием онкологической болезни в будущем.
При этом Вам отказали в проведении рекомендованного оперативного лечения неправомерно.
Не теряя времени, обратитесь письменно в Росздравнадзор вашего региона с просьбой о проведении внеплановой документарной проверки в отношении лечебного учреждения по причине отказа в проведении вам операции. Росздравнадзор по смыслу своей деятельности наделен широкими полномочиями. В ходе проверки ведомство истребует вашу медицинскую документацию и предоставит ее для анализа привлеченным специалистам по профилю вашего заболевания. Как минимум это будет врач-эндокринолог и хирург, не считая штатных специалистов Росздравнадзора. Просите провести проверку в кратчайшие сроки с учетом вашей непростой ситуации, требующей пристального внимания по состоянию здоровья. По итогам проверки вам предоставят акт проверки,в котором будут установлены либо опровергнуты факты ненадлежащего отказа в госпитализации на операцию. На лечебное учреждение при условии вины медицинского работника, неправомерно отказавшего в госпитализации, будет выдано предписание с указанием устранить выявленные недостатки.
Аналогичное обращение подайте также письменно в страховую компанию, адресата которой вы легко определите по своему страховому полису. Помните, что страховая компания имеет целью своей работы защиту нарушенных прав и интересов пациентов и в большинстве своем стоит на страже интересов застрахованных лиц. Страховая компания работает по такому же принципу, что и Росздравнадзор, только в состав своей комиссии эта структура привлекает своих штатных и внештатных специалистов. По итогам проверки страховая компания обязана предоставить вам акты и протоколы качества медицинской помощи. Страховая компания в случае незаконного отказа вам в госпитализации на оперативное лечение, вправе наложить на организацию финансовые санкции. Вас они никак не коснутся, но и при этом установленные дефекты могут стать основанием для подачи иска в суд по причине некачественно оказанных вам медицинских услуг. Согласно закону "О защите прав потребителей" пациент приравнивается к потребителю медицинских услуг.
Аналогичную по содержанию жалобу продублируйте в прокуратуру и местный минздрав.
Все четыре обращения подайте в письменном виде почтой заказным письмом одновременно. Реакция властей не заставит себя долго ждать. Общий срок для ответа месяц, но вы просите предоставить ответ оперативно. Обращение подавайте в свободной форме только по фактам: когда, где и кто вам отказал в госпитализации. Можете даже не ссылаться на нормативно-правовую базу, которую чиновники отлично знают и это они должны будут вам ответить, почему ваши права пациента были грубо нарушены.
Законы Российской Федерации на сегодняшний день исключают всякую дискриминацию по ВИЧ-инфицированным пациентам. Вот лишь самые основные законоположения в защиту ваших прав.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).
В статье 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 А Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, указано: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая... медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его членов семьи".
Статья 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" признает право каждого на охрану здоровья.
В силу ст. 71 указанного Закона основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В силу Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" качество медицинской помощи понимается, как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Граждане Российской Федерации, в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» имеют право на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора медицинского страхования, который содержит перечень медицинских услуг, входящих в территориальную программу, а также на предъявление иска учреждениям здравоохранения в случае причинения вреда здоровью вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.
Права потребителя независимо от сферы деятельности регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Человек, которому оказывается медицинская помощь или который обратился за оказанием медицинской помощи, в том числе по программам обязательного и добровольного медицинского страхования, приобретает не только статус пациента, но и потребителя в рамках ЗоЗПП. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Пациент как потребитель имеет право на получение качественных медицинских услуг; право на получение медицинских услуг без недостатков; право на безопасность медицинских услуг.
В соответствии с п.1 и п.2 ст. 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого обычно используется.
Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 30.03.1995 N 38-ФЗ:
Статья 4. Гарантии государства
предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных
1. ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.
Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи
ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных
Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и медицинские организации, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Сообщите нам о разрешении Вашей проблемы.
Надеемся, что могли стать полезными для Вас.