Постановка проблемы
Трудности в освобождении из мест лишения свободы осужденных, страдающих тяжелой болезнью, и получения ими адекватной медицинской помощи, являются повсеместными и системными.
Зачастую, к ухудшению здоровья людей, отбывающих лишение свободы, приводит низкое качество медицинского обеспечения в колониях, неудовлетворительные санитарные и бытовые условия заключения и работы, плохое качество питания, распространенность в колониях туберкулеза с широкой лекарственной устойчивостью, употребление наркотиков в тюрьмах и отсутствие программ снижения вреда.
За употребление наркотиков и наличие наркозависимости, de facto, десятки тысяч людей ежегодно подвергаются лишению свободы вместо предоставления им лечения и реабилитации, снижения вреда и заместительной терапии. Массовость применения наказания в виде лишения свободы к наркопотребителям, имеющим ВИЧ и гепатиты, является важной причиной серьезного ухудшения здоровья тюремного населения.
При этом несмотря на наличие неизлечимых и смертельных заболеваний и тяжелое состояние здоровья, множеству осужденных отказывают в освобождении, обрекая их на смерть в заключении.
Основные проблемы реализации права на освобождение от наказания по болезни:
- длительность рассмотрения ходатайств осужденных;
- произвольные отказы судов в удовлетворении ходатайств из-за наличия у осужденных дисциплинарных взысканий и по другим причинам не основанным на законе и не относящимся к состоянию здоровья;
- необъективная оценка адекватности медицинской помощи в условиях заключения;
- неполнота медицинских освидетельствований осужденных, отказ в признании наличия заболевания, включенного в Перечень заболеваний, препятствующего отбыванию наказания;
- отказ в освобождении при наличии тяжелых заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, но не включенных в соответствующий Перечень.
Алгоритм защиты
Для оказания помощи осужденным, которые сталкиваются с отказом в освобождении от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью необходимо предпринимать следующие действия:
- первичный контакт, получение информации, проведение беседы-интервью для выяснения всех обстоятельств, связанных с вопросом освобождения от наказания по болезни, документирование нарушения прав осужденного;
- оформление доверенности от осужденного на близкого родственника, социального работника и/или юриста;
- заявление на оформление доверенности и форма доверенности, прикладываются копии паспорта (приложение 1);
- оформление доверенности на подачу жалобы в Европейский Суд по правам человека;
- формы доверенности для жалобы в ЕСПЧ (стр. 3 формуляра жалобы) и доверенность для обращения по правилу 39 Регламента ЕСПЧ см. на официальном сайте Суда.
- направление обращения на имя начальника колонии (ИК) или лечебно-исправительного учреждения (ЛИУ) о представлении к освобождению осужденного и направлении его на медицинское освидетельствование на основании полученных сведений о его состоянии здоровья;
- заявление о представлении осужденного к освобождению и направлении на медицинское освидетельствование (приложение 2);
- направление осужденному образца ходатайства на освобождение по болезни, которое ему нужно подать на имя начальника ИК или ЛИУ. В дополнение к данному ходатайству осужденному также нужно направить образец ходатайства о назначении социального работника защитником наряду с адвокатом (общественным защитником). В дальнейшем осужденному следует направить ходатайство о допуске общественного защитника в суд первой инстанции, чтобы социальный работник мог принять участие в суде и выступить в поддержку осужденного;
- образец ходатайства на освобождение по ст. 81 УК (приложение 3);
- образец ходатайства о допуске общественного защитника
(приложение 4);
- направление запроса на получение медицинской карты осужденного и информации о получаемом им лечении в условиях лишения свободы;
- запрос на предоставление медицинской карты (приложение 5);
- направление заявления на ознакомление с материалами уголовного дела на основании доверенностей;
- запрос на ознакомление с материалами уголовного дела осужденного (приложение 6), для получения дополнительных сведений о состоянии здоровья осужденного до заключения.
- выяснение ситуации и получение документов о возможностях получения более полного лечения в гражданских медицинских организациях (запросы в медицинские организации, анализ сайтов медицинских организаций); желательно получить подтверждение того, что в гражданских больницах осужденный при освобождении сможет получать более квалифицированную медицинскую помощь. Однако, отсутствие таких сведений не должно являться препятствием к освобождению.
- направление жалоб в территориальный орган Росздравнадзора и прокуратуру при наличии у осужденного жалоб на неполноту лечения, обследований;
- пример жалобы в прокуратуру (приложение 7);
- пример жалобы в Роспотребнадзор (приложение 8).
- привлечение независимого специалиста (врача по соответствующему профилю) для анализа качества и полноты лечения и обследований, его соответствия стандартам и клиническим рекомендациям;
- образец запроса на заключение специалиста (приложении 9);
При рассмотрении в суде ходатайства осужденного об освобождении по болезни следует предпринять следующие действия:
- явиться в дату рассмотрения ходатайства в судебное заседание для рассмотрения вопроса о допуске к участию в деле;
- после допуска к участию в деле донести до суда вышеизложенные правовые позиции, обосновывающие необходимость освобождения от отбывания наказания. Описать обстоятельства дела, связанные с неполнотой лечения, условиями лишения свободы, которые не совместимы с состоянием здоровья осужденного. Указать на конкретную возможность обеспечения более полным лечением в гражданских больницах, поддержки осужденного в лечении со стороны близких родственников и социального работника;
- ходатайствовать о приобщении к материалам дела и исследовании дополнительных доказательств при их наличии (например, заключения специалиста, документов о месте получения лечения на воле, документов, содержащих сведения об объеме и характере медицинской помощи, оказываемой в связи с заболеванием осужденного в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, копий жалоб осужденного и его представителя на неполноту лечения/обследований и ответов на них);
- при необходимости ходатайствовать о допросе в судебном заседании свидетелей — близких родственников, независимых специалистов.
При отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства осужденного об освобождении по болезни — подать апелляционную жалобу (приложение 10; пример апелляционной жалобы). В жалобе указываются основания, по которым суд отказал в освобождении и доводы, указывающие на незаконность и необоснованность отказа в удовлетворении ходатайства осужденного по этим основаниям.
При отказе апелляционного суда отменить решение суда первой инстанции — подать кассационную жалобу в кассационный суд общей юрисдикции (приложение 11; пример жалобы).
При отказе кассационного суда общей юрисдикции в удовлетворении жалобы — подать кассационную жалобу в Верховный Суд РФ (приложение 12; пример жалобы).
В зависимости от обстоятельств дела и наличия убедительных доводов о несовместимости состояния здоровья осужденного с содержанием в условиях лишения свободы – возможно обращение в Европейский Суд после получения апелляционного постановления по делу.
Все приложения в виде отдельных документов в папке по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/17KATqyUwHaNWi-1LL5-qDdkdPeGOFCEE
Российское законодательство
На национальном уровне вопрос освобождения от наказания по болезни регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- статья 21 (часть 2) Конституции РФ устанавливающая, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;
- статья 41 Конституции РФ, гарантирующая право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- статья 81 Уголовного кодекса РФ, согласно которой, лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания;
- статья 172, часть 6 и 8 статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, устанавливающие основания и порядок подачи ходатайства об освобождении в связи с болезнью;
- часть 3 статьи 396, пункт 6 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса РФ, устанавливающие процессуальный порядок рассмотрения ходатайства об освобождении;
- Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 (ред. от 03.02.2020), согласно которому препятствует отбыванию наказания, в частности, ВИЧ в стадии 4В в фазе прогрессирования и терминальной стадии, туберкулез мозга и ЦНС и др. заболевания;
- Правила направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью, а также Правила прохождения такого освидетельствования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54;
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 октября 2009 г. № 8 (в ред. от 17 ноября 2015) «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания», согласно которому
- при решении вопроса об освобождении лица от наказания определяющее значение имеет установление судом наличия у осужденного тяжелой болезни, препятствующей отбыванию им назначенного наказания (п. 24);
- Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 и Обзор судебной практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, согласно которым поведение осужденного в период отбывания наказания не должно иметь предопределяющего значения при рассмотрении вопроса об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью.
На национальном уровне вопрос освобождения из под стражи при тяжелой болезни регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Часть 1.1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которой мера пресечения в виде заключения под стражу изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования;
- часть 5 статьи 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
- Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 г. № 3;
- Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 г. № 3;
- Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 г. № 1484-О, в котором дано следующее конституционно-правовое истолкование вышеуказанных норм: «правовое регулирование свидетельствует о признании законодателем срочного характера действий должностных лиц в связи с выявлением у лица, заключенного под стражу, соответствующего заболевания. Таким образом, получение лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, медицинского заключения, содержащего вывод о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, влечет за собой обязанность незамедлительного - без неоправданных задержек - принятия решения об изменении или отмене данной меры пресечения. Тем самым не предполагается, что срок, необходимый для принятия такого решения, является произвольным и неограниченным».
Международное право
Международное право в области прав человека содержит следующие применимые правила и рекомендации по вопросу освобождения из мест заключения в связи с болезнью:
- Статья 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливающая, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию;
- Статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, о признании государствами-участниками права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
- Правило 109 Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (A/RES/70/175), согласно которому, в частности, заключенных, у которых диагностированы серьезные психические заболевания и/или тяжелое состояние здоровья, для которых дальнейшее пребывание в тюремных условиях будет означать ухудшение их состояния, не следует содержать в тюремных учреждениях.
- Европейский Суд указывает, что при оценке совместимости состояния здоровья заявителя с содержанием в заключении следует учитывать три элемента: (а) состояние здоровья заключенного, (б) адекватность медицинской помощи и лечения в местах лишения свободы, и (в) целесообразность продолжения применения меры пресечения в связи с состоянием здоровья заявителя (см. Mouisel v. France, no. 67263/01, §§ 40-42, ECHR 2002-IX);
- Европейский Суд придает особое значение существованию на национальном уровне процедуры, предусматривающей возможность освобождения в случае несовместимости здоровья заявителя с содержанием под стражей. Такая процедура должна обеспечивать достаточные гарантии защиты здоровья и благополучия заключенных, согласующиеся с законными требованиями тюремного заключения (см. Mouisel v. France, no. 67263/01, § 44).
- Европейский Суд считает, что, учитывая абсолютный запрет пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, нельзя оценивать совместимость состояния здоровья заявителя с содержанием под стражей опираясь исключительно на исчерпывающий перечень заболеваний, без какого-либо рассмотрения со стороны национальных судебных органов (см. Yermolenko v. Ukraine, no. 49218/10, § 61).
- Рекомендация R(93) 6 Комитета министров государствам – участникам Совета Европы о тюремных и криминологических аспектах контроля за трансмиссивными болезнями, включая СПИД и сопутствующие заболевания, предусматривает, inter alia, что заключенные больные ВИЧ на последних стадиях должны освобождаться из-под стражи как можно раньше, и им должно оказываться надлежащее лечение за пределами места содержания под стражей.
- Международные руководящие принципы ООН по вопросам СПИДа/ВИЧ, озаглавленные «Свобода от пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания», утверждают, что отказ заключенным в доступе к медицинской помощи, связанной с ВИЧ-инфекцией, может представлять собой жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, поскольку заключенные, страдающие от СПИДа (в отличие от "простого" наличия ВИЧ-инфекции), должны рассматриваться как подлежащие освобождению из-под стражи ранее установленного срока, и им должно оказываться надлежащее лечение за пределами места содержания под стражей. Те же рекомендации даны в документе Управления ООН по наркотикам и преступности «Профилактика ВИЧ/СПИДа, уход, лечение и поддержка в условиях тюрем Основа для принятия эффективных мер на национальном уровне»;
- Заявление о защите потребителей наркотиков в период пандемии COVID-19 от 16 апреля 2020 года, в котором указывается, что всем государствам следует рассмотреть вопрос о досрочном освобождении заключенных с уязвимыми состояниями здоровья (включая лиц с ВИЧ, гепатитом С, туберкулезом или наркозависимостью), заключенных с иждивенцами, а также лиц, обвиненных в незначительных и ненасильственных преступлениях, связанных с наркотиками и других нарушениях, при надлежащем планировании ухода за здоровьем освобожденных.