Консультация №1290
04.09.2008
Спрашивает Ольга
здравствуйте! моя дочь рассказала вот что: они с молодым человеком отдыхали в палатке под Анапой, сотрудники госнаркоконтроля проводили рейд и заставили всех сделать тест. У всех, кто принимал лекарство от простуды (а таких было несколько), обнаружили следы морфия, что, по ее словам, кодеин, входящий в состав лекарства. У нее отняли паспорт и требуют в течении трех дней оплатить штраф 1000 р по квитанции, и при предъявлении квитанции паспорт отдать. Законно ли это? А если они не смогут найти деньги за три дня? И вообще, могут ли отбирать паспорт? Заранее большое спасибо.
Отвечает
- завпунктом
Здравствуйте. Ваше письмо пришло, когда и я отдыхал. Хотя отвечаю с опозданием, думаю, что вопрос актуален для многих. Эта тема много раз поднималась посетителями сайта, что свидетельствует о распространенности незаконных рейдов наркоконтроля и милиции.
Прежде всего, по поводу паспортов.
Используя паспорт в качестве залога и вообще изымая паспорт без законных к тому оснований, сотрудники наркополиции совершали административное правонарушение, наказуемое по статье 19.17 КоАП. Законных оснований изымать паспорт даже в случае возбуждения дела об административном правонарушении не имеется.
Далее суммирую на основе ранее опубликованных на нашем сайте ответов.
1. Потребление наркотиков - административное правонарушение, в совершении которого человека нельзя подозревать (подозревать можно только в совершении преступления, каковым употребление наркотиков не является). Подозреваемым в процессуальном смысле может быть только подозреваемый в совершении преступления, но не правонарушения.
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении перечислены в статье 28.1 КоАП:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Повода, предусмотренного пунктом 1, в случае рейда быть не может.
Поводы, обозначенные в пунктах 2 и 3, хотя и трудно проверяемы, но не исключены. Материалы об употреблении наркотиков в каком-либо месте могут поступить от кого угодно. Но если такая информация носит общий характер и касается неопределенного круга лиц, она подлежит проверке, но не может служить основанием ограничения конституционных свобод всех находящихся в зоне рейда граждан.
В случае, о котором Вы пишете, при поступлении сигнала о неблагополучной ситуации среди отдыхающих сотрудники ФСКН могли бы установить наблюдение за местом (палаточным городком), проводить иные оперативно-розыскные мероприятия, чему нет никаких препятствий, т.к. если наркотики употребляют, значит, их здесь же кто-то сбывает. Задача правоохранительных органов в данной ситуации – выявить реальных правонарушителей, не нарушая презумпцию невиновности и конституционные свободы личности. Если выявить не удается, что ж, соблюдение прав человека – высшая цель деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных. Конституция говорит, что не борьба с преступностью, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека определяют деятельность власти (статьи 2, 18 Конституции РФ).
2. Сотрудники ФСКН - не медработники. Они не имеют квалификации для определения симптомов наркотического опьянения. Проводить освидетельствование вправе только врач (в труднодоступной местности – также фельдшер, прошедший специальную подготовку). См. Временную инструкцию о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденную Минздравом СССР 1 сентября 1988 года. Данный правовой акт сохраняет силу и распространяется на случаи выявления наркотического одурманивания. В качестве новейшего подтверждения тому, что освидетельствование на состояние наркотического опьянения вправе проводить только квалифицированный медик, можно сослаться на Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475, которым утверждены новые правила освидетельствования водителей. Согласно данному нормативному акту сотрудники ГИБДД вправе проводить освидетельствование с использованием технических средств измерения только на предмет алкогольного опьянения. При наличии достаточных оснований полагать, что имеет место наркотическое опьянение, медицинское освидетельствование проводится только врачом (фельдшером) в лабораторных условиях.
3. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", предусматривает судебный порядок санкционирования освидетельствования без согласия человека, за исключением особых случаев (например, если больной находится в состоянии опасности для себя или окружающих). Названный закон распространяется на наркологических больных, т.к. наркомания, по Международному классификатору болезней, является психическим расстройством.
Хотя Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в части регулирования медицинского вмешательства, связанного с употреблением наркотиков, имеет приоритет перед законом о психиатрии, порядок освидетельствования, предусмотренный статьей 44 закона, по настоящее время не утвержден. Так что следует руководствоваться базовым законом о психиатрии.
4. Вне рамок уголовного дела и за исключением водителей, в отношении которых составлен протокол о медицинском освидетельствовании, отказ от освидетельствования совершенно законен. Обязательного или принудительного освидетельствования действующее законодательство не допускает, даже при наличии достаточных поводов для возбуждения дела о потреблении наркотиков по статье 6.9 КоАП.
5. Экспресс-тесты не доказывают факт употребления наркотиков, а могут лишь ориентировать на их наличие в биологических жидкостях человека. Положительный результат экспресс-теста должен быть подтвержден путем исследования методами тонкослойной, газовой, жидкостной хроматографии, хромато-масс-спектрометрии, т.е. лабораторными методами (см. ответ адвоката К.С.Кузьминых на вопрос № 29).
Полюбившиеся ФСКН «рейды» следует считать антиконституционными и противоправными действиями, злоупотреблениями властью. Эти мероприятия нарушают презумпцию невиновности, достоинство человека, личную неприкосновенность.
Прежде всего, по поводу паспортов.
Используя паспорт в качестве залога и вообще изымая паспорт без законных к тому оснований, сотрудники наркополиции совершали административное правонарушение, наказуемое по статье 19.17 КоАП. Законных оснований изымать паспорт даже в случае возбуждения дела об административном правонарушении не имеется.
Далее суммирую на основе ранее опубликованных на нашем сайте ответов.
1. Потребление наркотиков - административное правонарушение, в совершении которого человека нельзя подозревать (подозревать можно только в совершении преступления, каковым употребление наркотиков не является). Подозреваемым в процессуальном смысле может быть только подозреваемый в совершении преступления, но не правонарушения.
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении перечислены в статье 28.1 КоАП:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Повода, предусмотренного пунктом 1, в случае рейда быть не может.
Поводы, обозначенные в пунктах 2 и 3, хотя и трудно проверяемы, но не исключены. Материалы об употреблении наркотиков в каком-либо месте могут поступить от кого угодно. Но если такая информация носит общий характер и касается неопределенного круга лиц, она подлежит проверке, но не может служить основанием ограничения конституционных свобод всех находящихся в зоне рейда граждан.
В случае, о котором Вы пишете, при поступлении сигнала о неблагополучной ситуации среди отдыхающих сотрудники ФСКН могли бы установить наблюдение за местом (палаточным городком), проводить иные оперативно-розыскные мероприятия, чему нет никаких препятствий, т.к. если наркотики употребляют, значит, их здесь же кто-то сбывает. Задача правоохранительных органов в данной ситуации – выявить реальных правонарушителей, не нарушая презумпцию невиновности и конституционные свободы личности. Если выявить не удается, что ж, соблюдение прав человека – высшая цель деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных. Конституция говорит, что не борьба с преступностью, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека определяют деятельность власти (статьи 2, 18 Конституции РФ).
2. Сотрудники ФСКН - не медработники. Они не имеют квалификации для определения симптомов наркотического опьянения. Проводить освидетельствование вправе только врач (в труднодоступной местности – также фельдшер, прошедший специальную подготовку). См. Временную инструкцию о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденную Минздравом СССР 1 сентября 1988 года. Данный правовой акт сохраняет силу и распространяется на случаи выявления наркотического одурманивания. В качестве новейшего подтверждения тому, что освидетельствование на состояние наркотического опьянения вправе проводить только квалифицированный медик, можно сослаться на Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475, которым утверждены новые правила освидетельствования водителей. Согласно данному нормативному акту сотрудники ГИБДД вправе проводить освидетельствование с использованием технических средств измерения только на предмет алкогольного опьянения. При наличии достаточных оснований полагать, что имеет место наркотическое опьянение, медицинское освидетельствование проводится только врачом (фельдшером) в лабораторных условиях.
3. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", предусматривает судебный порядок санкционирования освидетельствования без согласия человека, за исключением особых случаев (например, если больной находится в состоянии опасности для себя или окружающих). Названный закон распространяется на наркологических больных, т.к. наркомания, по Международному классификатору болезней, является психическим расстройством.
Хотя Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в части регулирования медицинского вмешательства, связанного с употреблением наркотиков, имеет приоритет перед законом о психиатрии, порядок освидетельствования, предусмотренный статьей 44 закона, по настоящее время не утвержден. Так что следует руководствоваться базовым законом о психиатрии.
4. Вне рамок уголовного дела и за исключением водителей, в отношении которых составлен протокол о медицинском освидетельствовании, отказ от освидетельствования совершенно законен. Обязательного или принудительного освидетельствования действующее законодательство не допускает, даже при наличии достаточных поводов для возбуждения дела о потреблении наркотиков по статье 6.9 КоАП.
5. Экспресс-тесты не доказывают факт употребления наркотиков, а могут лишь ориентировать на их наличие в биологических жидкостях человека. Положительный результат экспресс-теста должен быть подтвержден путем исследования методами тонкослойной, газовой, жидкостной хроматографии, хромато-масс-спектрометрии, т.е. лабораторными методами (см. ответ адвоката К.С.Кузьминых на вопрос № 29).
Полюбившиеся ФСКН «рейды» следует считать антиконституционными и противоправными действиями, злоупотреблениями властью. Эти мероприятия нарушают презумпцию невиновности, достоинство человека, личную неприкосновенность.
Поделиться