1. Главная
  2. Консультации

Консультация №619

03.02.2008
Спрашивает Роман Алексеевич
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, если Вам известно, каковы правила оборота вещества гаммабутиролактон (сильнодействующие) между юридическими лицами. Так получилось, что на момент выхода Постановления Правительства на складе организации находилось, и до сих пор находится около 10 тонн данного вещества. Как его продавать, мы пока понять не можем.
В Министерстве Здравоохранения и Социального Развития сказали, что лицензию на оборот данного вещества они не выдают, так как это не в их компетенции, данное вещество не является лекарственным средством. А данное министерство выдаёт лицензии только на оборот сильнодействующих веществ, если они являются лекарственным средствами. Работники ФСКН вообще заявили, что оборот запрещён, но чем они руководствуются, пояснить не смогли. Сказали только, что утверждён крупный размер и от этого будет зависеть часть статьи 234.
Мне, как руководителю организации не хочется рисковать и продавать гаммабутиролактон. Очень хочется, всё-таки, разобраться в ситуации.
До сих пор не могу поверить, что правовая ситуация с оборотом какого-либо вещества может быть настолько запутанной и противоречивой!
А сотрудники ФСКН сделали намёк, что могут "помочь", и не возникнет проблем при продаже, естественно за вознаграждение! Но ни в моих принципах решать проблемы таким способом, ведь у них есть заработная плата, и они должны работать честно. А, учитывая, что сотрудники ФСКН фабрикуют уголовные дела, а суды их потом прикрывают, даже и не знаю, что делать, от них можно ожидать чего угодно!
Из-за всего этого фирма может терпеть убытки.
Буду очень благодарен за консультацию! Спасибо Вам за Ваш ресурс!
Он очень необходим, я думаю, свою лепту в борьбе за правосудие он внесёт!
Отвечает
Здравствуйте!
На Ваш вопрос нет простого ответа.
Есть правовое толкование, и я изложу, как это вижу. Но вопреки правовой позиции, основанной на Конституции и общепризнанных принципах права, существует точка зрения наркоконтроля. Кратко она выражается так: "тут мы решаем".
Вы не первый руководитель, к которому наркоконтролеры приступают с грязными предложениями о крышевании.
Несмотря на большую путаницу с сильнодействующими веществами, которой, как всегда мутной водой, пользуются недобросовестные лица, разобраться с этой проблемой можно.
Так как при работе с сильнодействующими и ядовитыми веществами основную опасность представляет статья 234 УК, очень важно определить сферу ее действия: к каким действиям она применима.
Обосновывая необходимость внесении поправки в статью 234 (дополнение примечанием об утверждении Списков Правительством РФ) руководство ФСКН заявляло, что растворители следует исключить из Списка сильнодействующих, отнеся их к прекурсорам. Применительно к этиловому эфиру и толуолу это было сделано, в Списке, утвержденном Постановлением Правительства от 29 декабря 2007 года, этих веществ нет. Однако растворитель гаммабутиролактон остался в Списке сильнодействующих, со всеми вытекающими последствиями.
Таким образом, на гаммабутиролактон распространяется тот же правовой режим, что и, например, на трамал, при всей разнице таблетированного лекарства и промышленного растворителя. Наказуемы, по статье 234, не только сбыт, но и хранение этого вещества в целях сбыта. Незаконный оборот сильнодействующих в небольшом размере наказывается лишением свободы до трех лет. В крупном размере -от 4 до 8 лет. Правда, возможен и штраф, как альтернатива. Крупный размер гаммабутиролактона начинается с 10 гр! Так что легко представить себе информационное сопровождение изъятия 10 тонн "опаснейшего сильнодействующего вещества, из которого планировалось изготовить миллион доз опаснейшего наркотика оксибутират натрия" (а именно так ФСКН рапортует о своих "достижениях"). Это может, конечно, оказаться весомым вкладом в борьбу с наркотиками, которую бесстрашно ведет ФСКН. Будет, чем отчитываться.
Было бы смешно, если б не было так грустно.
Что есть законный оборот гаммабутиролактона? И в чем может заключаться его незаконный оборот как сильнодействующего вещества в смысле статьи 234 УК?
Начнем с того, что статья 234 УК помещена законодателем в главу 25 УК "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности". Т.е. объектами преступного посягательства, которые защищает эта статья, являются человеческое здоровье и нравственные начала в обществе. Именно эти ценности защищает статья 234.
С сильнодействующими лекарствами проще: известно, что такое их законный и что такое незаконный оборот, т.к. законные действия с ними направлены на защиту здоровья, а незаконные - представляют угрозу для здоровья. Т.е. любые представляющие общественную опасность действия с лекарствами, в том числе сильнодействующими, в любом случае находятся в сфере регулирования главы 25 УК и подпадают или под статью 234, или под статью 235 (незаконная фармацевтическая деятельность).
Гаммабутиролактон - не лекарство. Его законный оборот осуществляется, в основном, в промышленности.
Законный порядок производства химических веществ (в том числе гаммабутиролактона), равно как их реализации и использования определяется техническими, санитарными, экологическими и иными нормативными правовыми актами. Нарушение этих требований, в зависимости от обстоятельств, влечет разного уровня ответственность- служебную, гражданско-правовую, административную, уголовную. При нарушении, например, экологических требований применяются нормы КоАП в области охраны окружающей среды или УК об экологических преступлениях, при нарушении технических регламентов - статья 9.1 КоАП о нарушении требований безопасности опасных производств и т.п.
В то же время следует учитывать, что гаммабутиролактон является и фармакологической субстанцией, т.к. используется как прекурсор в фармацевтической промышленности. Это подтверждается Общероссийским классификатором продукции, которым гамма-бутиролактон включен в подраздел "Полупродукты для производства противоядий и комплексонов, сердечно-сосудистых, противораковых средств и средств, влияющих на процессы обмена" (раздел "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения").
Представляется, что в силу вышесказанного, к межграничному обороту этого вещества применимы условия, установленные Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 года № 278 и Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 года № 1539. Не буду углубляться в вопрос ввоза/вывоза, хотя именно здесь наиболее уязвимое место компаний, работающих с гаммабутиролактоном.
Но даже если предписания перечисленных постановлений, а также ведомственных актов были нарушены, под статью 234 УК подпадают только те незаконные действия с гаммабутиролактоном, которые были направлены на производство или изготовление наркотиков и других запрещенных веществ (в случае гаммабутиролактона - это психотропное вещество "натрия оксибутират"). Нарушения же лицензионных, технических, санитарных и любых иных правил при обороте данного вещества не может влечь за собой ответственность по частям первой - третьей статьи 234. И даже незаконное использование какими-либо лицами (наркоманами, наркомафией) гаммабутиролактона, приобретенного в организации, не может автоматически повлечь привлечение руководителей организации к ответственности по статье 234 УК.
В частях первой - третьей статья 234 предусматривает ответственность за умышленные действия. В силу чего применение статьи 234 (применительно к гаммабутиролактону) возможно только в том случае, если установлен умысел на сбыт в целях преступного производства психотропного вещества.
Вышесказанное не исключает уголовной ответственности по части четвертой статьи 234, наказывающей за нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета и др. действий с сильнодействующими и ядовитыми веществами, если это повлекло по неосторожности (т.е. без умысла, но по преступной халатности) их хищение либо причинение иного существенного вреда. Но и в этом случае защищаемая данной статьей ценность - здоровье граждан и общественная нравственность. Т.е. нарушение установленного порядка законного оборота различных химических веществ, не являющихся лекарственными средствами, но отнесенных к категории сильнодействующих и ядовитых, наказуемо по статье 234 (части четвертой) не в случае причинения убытков или загрязнения окружающей среды, а при причинении вреда здоровью, в том числе в случае доказанной утечки сильнодействующих веществ в наркосреду, даже если это произошло без умысла, но вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей.
Контроль за соответствием законного оборота сильнодействующих веществ установленным нормативам входит в компетенцию ФСКН, но лишь в части предупреждения их утечки и использования для производства наркотиков. Ограниченные правомочия наркоконтроля в отношении сильнодействующих веществ подтверждаются Указом Президента РФ от 28 июля 2004 года № 976, согласно которому ФСКН "осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в пределах своей компетенции - в области оборота сильнодействующих веществ".
Наверное, можно копнуть этот пласт еще глубже. Пишите, если возникнут вопросы.
Поделиться