В базах юридических актов по здравоохранению размещено письмо Минздравсоцразвития от 24 июня 2008 года № 4406-РХ, разъясняющее порядок оборота в фармакологических и медицинских учреждениях лекарственных средств, включенных в списки сильнодействующих и ядовитых веществ.
Разъясняется, что для осуществления оборота «списочных» лекарственных средств, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо иметь лицензии соответственно на медицинскую деятельность, производство лекарственных средств или фармацевтическую деятельность (организациям оптовой торговли и аптечным учреждениям). Оптовики и аптеки, ранее «получившие лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием в приложении "с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами, согласно спискам ПККН" или "без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами, согласно спискам ПККН") имею право осуществлять оборот сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств при соблюдении установленных лицензионных требований и условий.» Имеющиеся лицензии не требуют переоформления.
Нельзя не отметить, что статус применявшихся до 16 января с.г. списков ПККН обозначен в письме не без изящества. Напомнив, что органы здравоохранения и фармацевтики должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года, утвердившим официальные списки сильнодействующих и ядовитых веществ, Минздравсоцразвития отмечает, что с вступлением в силу этого постановления списки ПККН «утратили свое место в системе регулирования правоотношений в сфере оборота сильнодействующих и ядовитых веществ». Замечательная формулировка! Списки ПККН действительно «утратили место». Утратить силу (как нормативный правовой акт) они не могли, т.к. никакой юридической силой не обладали. Но тысячи дел, раскрученных до 16 января 2008 года наркоконтролем и милицией по статье 234 УК за оборот фантомных веществ, завершились обвинительными приговорами и даже реальными сроками лишения свободы.
В журнала «Наркоконтроль» (№ 2 за 2008 год) заместитель директора ФСКН, он же главный редактор А.В.Федоров в статье «Сильнодействующие и ядовитые вещества как предмет преступления» пытается доказать, что с 1996 года «настоящими» списками были вовсе не списки ПККН (с их юридической ничтожностью Федоров вынужден согласиться), а номенклатура сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 года № 930.
Это открытие было сделано наркоконтролем после того, как безобразные дела по статье 234 УК были вытащены на свет Божий и, наверное, каждый журналист усвоил, что Списки ПККН, по которым сажают врачей и химиков, нелегитимны. Забавно, но сам Федоров в той же статье признает, что постановление № 930 принималось для целей внешнеторговой деятельности и решало совершенно другую, специфическую задачу. Более того, номенклатура Постановления № 930 и Списки ПККН не совпадали: последний был объемнее. Можно поспорить, что не было ни одного уголовного дела по статье 234, где бы следствие или суд ссылались на Постановление № 930, а не на списки ПККН. И не только применительно к УК под сильнодействующими и ядовитыми веществами понимались вещества Списка ПККН. Взять те же лицензии на фармацевтическую деятельность, упоминаемые в публикуемом письме Минздравсоцразвития. Там тоже говорится о Списках ПККН.
Минздравсоцразвития: торговать сильнодействующими и ядовитыми веществами вправе все аптеки.
06.08.2008