1. Главная
  2. Консультации

Консультация №2549

15.01.2011
Спрашивает Валерий Михайлович
По Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2004 года № 231 размеры всех наркотиков (в том числе включенных в Список I), должны были определяться по чистому активному веществу, возможна ли такая формулировка в правительственном законопроекте, внесенным в Госдуму 2 июля с.г.
Отвечает
Здравствуйте.
В Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2004 года № 231 (которым были утверждены размеры средних разовых доз для целей соответствующих статей УК) не было «формулировки» об определении размера наркотических средств и психотропных веществ по чистому активному веществу, ни каких-либо иных примечаний или уточнений такого рода.
Суть проблемы в том, что в сменившем названное Постановление и действующим в настоящее время Постановлении Правительства от 7 февраля 2006 года № 76 имеются положения, согласно которым крупный и особо крупный размеры, установленные для всех веществ Списка I, а также кокаина, определяются по весу всей смеси, в состав которой входят эти вещества. Такой подход не основан на законе, так как ответственность установлена за незаконный оборот наркотиков, а не нейтральных веществ, с которыми они могут быть смешаны. На мой взгляд, расширение уголовной репрессии на основании правительственного акта не соответствует Конституции, которая допускает ограничение прав и свобод человека только на основании федерального закона. Но Конституционный Суд посчитал иначе, неоднократно указывая в своих определениях на то, что существующий порядок ничьих прав не нарушает. Так, в Определении от 8 февраля 2007 года № 290-О-П говорится: «Включив в список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, наряду с собственно наркотическими средствами все смеси, в состав которых входят указанные в данном списке наркотические средства независимо от их количества, Правительство Российской Федерации не вышло за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем».
Но в том же Определении КС указал, что при разрешении данной категории уголовных дел наравне с закрепленными в Постановлении № 76 правилами суды должны учитывать «количество, свойства, степень воздействия на организм человека того или иного наркотического средства», что означает необходимость в каждом спорном случае экспертной оценки наркотической активности конкретного вещества.
Добавлю, что само по себе включение смесей в Перечень наркотических средств и психотропных веществ подразумевает наличие у них определенных психоактивных свойств, позволяющих использовать эти смеси в качестве наркотиков. Иначе придется признавать бочку с водой бочкой героина, если в ней растворен грамм этого наркотика.
В связи с вышесказанным, думаю, было бы правильным несколько уточнить понятие наркотического средства в Федеральном законе от 8 января 1998 года, так как имеющееся сегодня не включает никаких критериев, на основании которых вещества включаются в Перечень.
Относительно правительственного законопроекта «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части совершенствования законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров): данный проект принят в первом чтении 2 ноября 2010 года, подготовлен ко второму чтению. Мы размещаем здесь последнюю версию. Пока нет уверенности, что таков будет окончательный текст.
Поделиться