1. Главная
  2. Консультации

Консультация №685

26.02.2008
Спрашивает Михаил
Здравствуйте, пишет вам автор вопроса №583, сегодня мне позвонил следователь, который ведет мое дело и сказала, что мне будет предъявлено обвинение по ст.234 ч.3 по спискам ППКН, на мой вопрос о том, что они являются не законными мне был дан ответ, что все законно, как мне себя вести при дальше?? Если можно дайте ссылку на законопроект предложенный в Госдуму ФСКН, спасибо.
Отвечает
  • завпунктом
Здравствуйте. Любое дело, возбужденное по статье 234 УК до опубликования утвержденных Правительством РФ Списков сильнодействующих и ядовитых веществ (т.е. до 16 января с.г.) возбуждено незаконно. Нелегитимность ранее применявшихся Списков ПККН официально признала и ФСКН, продолжая при этом как ни в чем ни бывало возбуждать тысячи дел по этой статье.
Уголовное дело, возбужденное до 16 января 2008 года по признакам совершения преступления, предусмотренного статьей 234 УК, в любом случае подлежит прекращению по реабилитирующим основаниям, т.к. Списки ПККН нелегитимны, а новые правительственные Списки могут быть применены только к деяниям, совершенным начиная с указанной даты. Закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет, и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (статья 54 Конституции РФ).
Отсутствие утвержденных правомочным органом списков сильнодействующих веществ послужило единственным основанием принятия Федерального закона от 4 ноября 2007 года № 252-ФЗ, согласно которому Списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей УК утверждаются Правительством РФ.
Списки Постоянного комитета по контролю наркотиков не имели юридической силы, т.к. не являлись нормативно-правовым актом, не проходили регистрацию в Минюсте. ПККН никогда не был государственным органом и уже много лет не является даже экспертной структурой при Минздраве, каковым он когда-то считался. Согласно Государственному реестру юридических лиц ПККН по своей организационно-правовой форме - некоммерческая организация.
Чтобы поправить ситуацию и оживить статью 234, использовавшуюся противоправно, именно ФСКН подготовила и представила Правительству проект вышеназванного закона, в пояснительной записке к которому отмечалось:
"Установление перечней каких-либо веществ для целей привлечения к уголовной ответственности сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, в связи с чем утверждение таких списков некоммерческой организацией не соответствует требованиям статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В настоящее время
(т.е. на момент внесения законопроекта - Л.Л.) привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ, фактически невозможно, поскольку иного перечня указанных веществ в целях привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 234 УК России, кроме Списков ПККН, не имеется."
Важно подчеркнуть, что разработчиком проекта была ФСКН. Пояснительная записка, цитата из которой приведена выше, летом 2007 года была внесена в Думу Правительством РФ в пакете с законопроектом о дополнении статьи 234.
Вы можете распечатать законопроект (уже ставший законом) и пояснительную записку к нему с официального сайта Государственной Думы http://asozd.duma.gov.ru
Так как проект в связи с завершением работы над ним перемещен в архив прошлого созыва, он находится по адресу:
http://asozd.duma.gov.ru/arhiv/a_dz.nsf/ByID/BFA6864BADD84E9EC325731C0038DF51/$File/454790.rtf?OpenElement
пояснительная записка: http://asozd.duma.gov.ru/arhiv/a_dz.nsf/ByID/B3BBA6F2D3D7C9F9C325731C0038E6FA/$File/454790%D1%8F.rtf?OpenElement
Полагаю, что было бы правильным подать следователю письменное ходатайство о прекращении уголовного дела с вышеизложенной аргументацией и приложением этих документов, с указанием их электронного адреса (чтобы следователь мог самостоятельно открыть официальные документы на сайте Думы).
Попытки легитимации Списков ПККН апеллируют обычно к одному документу - Постановлению Правительства РФ от 3 августа 1996 года № 930 "Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 года № 278, а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств" (см. в ранее действовавшей редакции).
Уже по названию видно, что номенклатура веществ, утвержденная в целях упорядочивания их трансграничного ввоза и вывоза, не является списком сильнодействующих и ядовитых веществ для целей УК. То, что Списки ПККН и номенклатура 930-го Постановления совершенно разные перечни, очевидно уже по тому, что Списки ПККН (по состоянию на 1 июня 1998 года) и номенклатура (в редакции от 31 июля 1998 года) не совпадали. Между тем уголовное преследование осуществлялось не по Постановлению № 930, а по Спискам ПККН.
Утверждение же (озвучиваемое отдельными представителями ФСКН), что до 16 января 2008 года Списки ПККН применялись не как единственный перечень сильнодействующих и ядовитых веществ, а в каждом случае проводилось независимое экспертное исследование, - такое утверждение попросту лживо. Ведь критериев, на основании которых можно было бы относить то или иное вещество к сильнодействующим и ядовитым, никогда не существовало.
Поделиться