Консультация №14192
Здравствуйте. Моего племянника только что задержали в аэропорту Домодедово при прохождении таможенной границы, при себе у него были таблетки, которые прописал психиатр — диазепам, 4 таблетки. Он сдуру забыл их выложить перед полетом. При себе у него нет никаких медицинских документов.
- юрист Арсений Левинсон
Здравствуйте! Диазепам включен в Список III Перечня наркотиков, то есть относится к психотропным лекарственным средствам. Нужно было идти по красному коридору, декларировать ввоз психотропного лекарственного средства и предъявлять таможне мед. документы, подтверждающие ввоз лекарства для собственного применения по медицинским показания.
Нет смысла отрицать формальное нарушение порядка перемещения психотропного лекарственного средства через границу. Действия по ввозу 4 таблеток диазепама формально имеют признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 229.1 УК – контрабанда в размере, не являющемся значительным, санкция от 3 до 7 лет лишения свободы. Преступление относиться к категории тяжких.
Однако, формальные признаки контрабанды у действий по перемещению лекарств еще не делают эти действия преступлением. Необходимо, что бы действия были общественно опасными. Согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Подробнее об этом см. нашу памятку «Малозначительная контрабанда».
Сейчас нужно оперативно связаться с психиатром, который назначил лечение, и попросить выписку из медицинской карты, копию листа медицинского осмотра или другой медицинский документ с диагнозом и назначенным лечением. Затем сделать перевод этого документа с нотариальным заверением.
То есть главное – подтвердить цель перемещения через границу лекарства, максимально оперативно представить мед. документы в переводе, а сейчас в любом виде, даже просто распечатку фотографий мед. документа, рецепта, страницы из онлайн кабинета мед. организации – не важно. Просить приобщить медицинские документы, их копии или выписки к материалу проверки. Потом уже с переводом и печатями передать меддокумет следователю, который будет проводить доследственную проверку, то есть будет решать вопрос о возбуждении уголовного дела.
Успокоить могу тем, что исходя из всех предыдущих похожих дел с «контрабандой» лекарственных средств, которые я знают — нет риска, что возьмут под стражу. То есть не должны избирать строгую меру пресечения, даже если возбудят дело о контрабанде. Как правило, ограничиваются в таких делах подпиской о невыезде. Скорее всего, возьмут объяснения и отпустят под обязательство о явке.
Ситуация позитивно отличается от, например, дела израильтянки, которую задержали с небольшим количеством гашиша тем, что:
1) диазепам хоть и относится к психотропным веществам, но включён в список III Перечня, то есть в целом допускается к использованию в медицине, а не в список I, как гашиш, который полностью запрещен к обороту;
2) есть/будут медицинские документы, подтверждающие назначение этого лекарства;
3) есть место жительства и гражданство в РФ.
Существует практика прекращения уголовного дела и даже отказа в возбуждении уголовного дела при таких обстоятельствах, которые формально могут рассматриваться как контрабанда, но не являются общественно опасными.
К сожалению, мало кто знает о том, что диазепам контролируется практически также как морфин. Несмотря на то, что диазепам уже 7 лет назад включили в список III Перечня наркотиков, никто особо не информирует об этом пациентов, выписывая это лекарство. То есть гражданин может даже не подозревать, что нужно декларировать перемещение через таможенную границу этого препарата и идти по «красному» коридору в аэропорту. В таком случае, в действиях гражданина также отсутствует умысел на совершение преступления, наличие которого является необходимым условием для уголовного преследования.