В начале января 2022 года Кемеровская таможня возбудила уголовное дело о контрабанде наркотиков после того, как Ренар Аквила из Новокузнецка приобрел для себя по почте антидепрессант бупропион. Препарат не зарегистрирован в России, но в списке запрещенных не значится.
До 2016 года он продавался под торговым названием «Веллбутрин», позже компания-производитель вывела его с российского рынка. В течение нескольких лет те, кто нуждался в препарате, были вынуждены заказывать его из-за границы. В отношении некоторых из них были заведены уголовные дела о контрабанде наркотиков.
«Правмир» пообщался с экспертами и разобрался — что такое бупропион, почему без него не обойтись и как заводят уголовные дела за незапрещенный препарат.
Заменить бупропион нечем
Аналогов бупропиону в России нет, не имея возможности принимать препарат, пациенты по сути остаются без адекватной медицинской помощи, считает член Правления Российского общества психиатров Иван Мартынихин.
— Что такое бупропион? Для чего его применяют?
— Это антидепрессант, который повышает уровень норадреналина и дофамина. Это единственный представитель отдельной группы препаратов, и других лекарств с похожим действием среди антидепрессантов, к сожалению, нет.
Опыт использования бупропиона в мире достаточно большой, его применяют уже несколько десятилетий в первую очередь при лечении депрессий. Он очень эффективен при апатических депрессиях, в том числе сезонных — осенних, зимних — которые распространены в северных странах, где существует большое сезонное изменение светового дня и климата.
Кроме того, хорошо изучена и доказана его эффективность во время отказа от курения табака. Также он используется для лечения расстройств пищевого поведения, сопровождающегося компульсивным перееданием, нервной булимией. Есть доказательства, что бупропион является хорошим способом облегчения симптомов при СДВГ.
Поэтому с медицинской точки зрения это очень интересный препарат. Нельзя сказать, что он очень широко востребован, но у значимой части пациентов его можно использовать таргетно, для определенных целей, и получить очень хороший результат.
— Бупропион раньше можно было приобрести в России. Почему сейчас это недоступно?
— В России сейчас препарат не зарегистрирован.
Фирма-производитель ушла с российского рынка, прекратила поставки, и бупропион исключили из государственного реестра лекарств.
К сожалению, то, что он пропал в России, очень сильно ограничивает врачей-психиатров. Никаких аналогов бупропиону нет, заменить этот препарат нечем.
— Дженериков в России тоже нет?
— Ни одного дженерика не зарегистрировано официально. В России нет ни одного торгового наименования с данным действующим веществом.
— Как отражается на пациентах невозможность купить этот препарат?
— Для пациентов по сути это означает недоступность медицинской помощи. Приходится использовать более высокие дозы других препаратов или пытаться подобрать комбинацию из нескольких лекарств.
И это очень нехорошая история для наших пациентов. При этом во всем мире этот препарат очень широко используется. Например, в США делают миллионы назначений бупропиона в год.
— В связи с тем, что заказ по почте сейчас чреват уголовным делом, пациенты, которые нуждаются именно в бупропионе, оказались в безвыходной ситуации?
— С одной стороны, бупропион не запрещен, и какое-то время некоторые интернет-аптеки делали неофициальные поставки. Это, в принципе, не запрещено.
Врачи в свою очередь, хотя формально не имели возможности назначать препарат, но могли рекомендовать пациентам его использовать.
Но после того, как началось уголовное преследование людей, которые заказывали бупропион по почте, он быстро пропал из интернет-аптек, и у пациентов нет возможности его использовать.
— Уголовные дела заводят в связи с тем, что считают бупропион производной наркотического вещества. Он действительно опасен?
— С одной стороны, этот препарат в терапевтических дозах не вызывает эйфории, то есть не может использоваться для злоупотребления. С другой стороны, в США и в Европе есть данные о том, что его начинают употреблять подростки, и количество злоупотреблений и отравлений растет.
Но надо понимать, что аптечными препаратами редко злоупотребляет большое количество людей. Такие лекарства, как бупропион, не дают достаточного наркотического эффекта, но имеют много побочных.
Для врачей важно использовать этот препарат, иметь его в арсенале, наравне с другими странами мира, чтобы иметь возможность помогать своим пациентам. Чтобы избежать отдельных случаев нерегулируемого использования, значительно лучше урегулировать использование препарата, например, ввести предметно-количественный учет бупропиона, но не сажать людей за покупку лекарства.
Над всеми, кто заказывает антидепрессанты, висит угроза уголовного дела
Дело не в бупропионе, а в желании полиции улучшить статистику по борьбе с оборотом наркотиков, считает правозащитник, член рабочей группы Госдумы по совершенствованию антинаркотического законодательства Арсений Левинсон.
— Почему полиция так активно борется с бупропионом? В России были зафиксированы случаи злоупотребления этим препаратом?
— Случаев злоупотребления бупропионом в России вообще не зарегистрировано. Нет примеров, чтобы кто-то использовал его для немедицинских целей, достижения наркотического опьянения и тому подобного. Есть гораздо более доступные психостимуляторы, никто не станет покупать антидепрессант в других странах и заказывать его посылкой из-за границы, это нерентабельно и слишком сложно.
В действительности дело не конкретно в бупропионе, а в желании полиции улучшить статистику и показать борьбу с оборотом наркотиков на совершенно безобидном лекарственном средстве, которое не опаснее, чем другие антидепрессанты.
Формально причина того, что им обеспокоилась полиция, в том, что он по своей химической структуре похож на запрещенное и включенное в перечень наркотиков вещество эфедрон. И на этом основании полиция делает вывод, что бупропион также находится в списке наркотических препаратов.
В перечне запрещенных веществ значится «эфедрон и его производные». Полиция считает, что бупропион является такой производной. И только на основании сходства по химической структуре полиция, а в последнем случае таможенная служба, рассматривает его как запрещенный к ввозу препарат.
— То есть формально бупропион не запрещен в России, но таможня и полиция его рассматривает как запрещенный?
— Коллизия здесь в том, что таможенное законодательство вообще не запрещает производные эфедрона.
Что касается международных договоров, которыми регулируется ввоз лекарственных средств на территорию Таможенного союза, членом которого является Россия, то там в перечне запрещенных веществ нет бупропиона и производных эфедрона.
То есть с точки зрения международных договоров бупропион — легальный препарат, а с точки зрения российского законодательства эксперты могут признать его производным наркотического, но как об этом догадаться обычному человеку — непонятно.
Бупропион не значится ни в списке сильнодействующих средств, ни в списке наркотических препаратов, ни в перечне прекурсоров. Определение производных дается в перечне наркотиков, но понять его, не имея высшего химического образования, невозможно.
— Несмотря на то, что за покупку бупропиона уже заводились уголовные дела, люди продолжают его заказывать. Почему?
— Очень много людей с депрессией, которым не помогли другие типы антидепрессантов, которые перепробовали различные схемы лечения, пришли к тому, что облегчить заболевание в их случае может только бупропион. Также есть заболевания, такие как табачная зависимость, СДВГ, при которых бупропион — это лекарство, которое, по мнению специалистов, стоит на первом месте по эффективности. А поскольку аналогов ему на российском рынке нет, они вынуждены заказывать его из-за границы. При этом многие просто не слышали про уголовные дела, а о том, что препарат, который не находится в списке запрещенных, могут признать производным от наркотического, догадаться невозможно.
— Заказать препарат по почте — это законно?
— Законом не запрещено приобретение и ввоз незарегистрированных лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям.
— В сложившейся ситуации любой, кто заказал антидепрессант, может стать фигурантом уголовного дела?
— Не за любой антидепрессант могут возбудить уголовное дело. Но проблема в том, что даже если предварительно проверить действующее вещество, посмотреть в списках — этого будет недостаточно, в результате оно может оказаться производным, но понять это заранее без специального образования практически невозможно.
Несмотря на то, что все предыдущие дела, связанные с покупкой бупропиона, были закрыты, а фигурантов признали невиновными, над теми, кто покупает его или какие-то другие антидепрессанты, висит угроза реального срока, потому что полиция может расценивать это как контрабанду в особо крупном размере, за что предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет.
— Какое может быть решение для данной проблемы?
— Нужно сделать ясное предсказуемое регулирование. Одним из возможных решений было бы включение всех выявляемых производных, которые признают запрещенными, в специальный реестр.