Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму”, принятый Государственной Думой 6 июля и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 года, предусматривает, в частности, внесение дополнений в статью 5 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (ОРД). В новой редакции закона органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается “подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация); фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности”.
Комментарий
Примечательнее всего то, что весьма позитивные нововведения оказались включенными в очередной антиэкстремистский закон, преподносящий обществу еще одну порцию политических и идеологических репрессий предвыборной направленности. Помимо антиконституционных норм, предписывающих карать по всей строгости за разжигание политической и идеологической вражды, ограничивающих свободу политического высказывания в СМИ, ужесточающих избирательное законодательство, принимаемый закон разрешает при осуществлении ОРД контроль переговоров лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях средней тяжести, а также проведение оперативного эксперимента при отработке по преступлениям данной категории. По ранее действовавшему закону об ОРД прослушивание и эксперимент допускались только по тяжким и особо тяжким преступлениям. Применительно к наркотикам это означает право органов прослушивать не только подозреваемых в сбыте, но и приобретателей запрещенных веществ.
Несмотря на перечисленные вредные положения, в этой бочке дегтя обнаружилась, однако, ложка меда.
Для преодоления сложившейся тенденции борьбы с потребителями наркотиков, превращаемыми в “сбытчиков”, это чрезвычайно важные новеллы.
Запрет провокации был предопределен позицией Европейского суда по правам человека, выраженной по делам “Ваньян против России”, “Худобин против России”. Такую же позицию занял Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 15 июня 2006 года. Казалось, однако, что за включение в закон таких изменений необходимо будет побороться. В первом чтении нового комплексного антиэкстремистского закона изменений в закон об ОРД не предлагалось вовсе. Новая статья по ОРД появилась в проекте ко второму чтению.
Теперь следует добиваться неуклонного исполнения запрета провокации милицией и наркоконтролем. Пусть учатся работать по-другому.
И – редкий случай – поблагодарим Государственную Думу, столь оперативно откликнувшуюся на обращения посетителей нашего сайта, обеспокоенных тотальным использованием провокации органами наркоконтроля (см. ответ на вопрос № 81).
Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” в новой редакции будет размещен в разделе “Законодательство” после официального опубликования изменяющих его положений.