1. Главная
  2. Консультации
  3. Частые вопросы

13. Какими нормативными документами определен порядок задержания при подозрении на наркотическое опьянение (где подробно описаны действия полиции)?

Единой инструкции (порядка, наставления), в которой были бы определены регламентные нормы, касающиеся задержания как такового, а также задержания лица, находящегося в наркотическом опьянении, не существует. Отсюда проистекают злоупотребления властью и произвол, необоснованные задержания и многочисленные нарушения прав и свобод человека.

Начнем с того, что вопрос сформулирован Вами неправильно. Вы принимаете как данность задержание по подозрению в наркотическом опьянении, иначе говоря — по подозрению в употреблении наркотиков. Однако, подозревать в совершении правонарушения полиция не вправе. В КоАП, в отличие от УПК, нет фигуры подозреваемого, так как правонарушение — это не преступление, то есть не представляет большой общественной опасности и не требует особых предупредительных мер. Нахождение в общественном месте в состоянии опьянения, является правонарушением только если поведение человека оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность (статья 20.21 КоАП).

Также является административным правонарушением само употребление наркотиков (статьи 6.9, 20.20). А значит, должностные лица не вправе подозревать кого-либо в употреблении наркотиков, не вправе по внешним признакам утверждать, что человек употребил наркотические средства, а не алкоголь или какое-либо другое одурманивающее вещество.

Для возбуждения производства об административном правонарушении требуется не подозрение, а повод, и в статье 28.1 КоАП такие поводы перечислены. Их достаточно много, назову лишь те из них, которые имеют отношение к обсуждаемой теме:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения (проще говоря — когда человека застигнут при употреблении им наркотиков);
  • поступление материалов, то есть письменной информации о событии правонарушения. Других поводов, применимых к случаям употребления наркотиков, нет. (Это не касается особых условий, когда требуются более строгие меры контроля — в отношении водителей, работников опасных видов работ).

Допустим, такой повод есть. (Но при этом надо иметь в виду различия между преступленим и правонарушением: УПК предусматривает обязанность в осуществлении уголовного преследования (статья 21), а КоАП обязанности выявить все правонарушения и наказать за них не содержит).

Самое главное, что устанавливает КоАП применительно к задержанию, что задержание — это крайняя мера, допустимая «в исключительных случаях» (статья 27.3). И хотя задержание по делам об отдельных правонарушениях возможно без судебного решения на срок до 48 часов (ст. 14 ФЗ «О полиции», статья 27.3 КоАП), любое лишение человека свободы передвижения - например, для проверки документов - считается задержанием. Уровень нарушений прав и свобод бывает разный, одно дело задержание на 15 минут, другое - задержание с доставлением, третье - задержание на 2 суток. Этим определяется и степень ответственности должностных лиц за необоснованное (а значит незаконное) задержание. В одном случае достаточно извинений сотрудника полиции, в другом — в его действиях может быть состав преступления «незаконное лишение свободы» (статья 127 УК).

Законным задержание может быть только в отношении лиц, перечисленных в статье 14 ФЗ «О полиции». Среди прочих, не имеющих отношения к рассматриваемым случаям, полиция имеет право задерживать «лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях».

Также пункт 14 части 1 статьи 13 наделяет полицию правом «доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

В этом пункте 14 обозначены три категории, назовем их условно так:

  1. допившиеся до белой горячки, или доколовшиеся до полного ступора, их доставляют в медицинское учреждение;
  2. домашние хулиганы в состоянии буйства, чьи родственники (знакомые) звонят в полицию;
  3. мирные граждане, в отношении которых у полиции имеется повод для возбуждения дела об административном правонарушении.

Для первой категории существует инструкция, утвержденная Приказом МВД РФ от 23 декабря 2011 года № 1298 "Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации").

Вторая категория (буйные) подпадает под общие правила принятия мер к правонарушителям, так как забирают их не за опьянение, а за дебоширство.

Для третьей категории, которую мы условно обозначили «мирные граждане...», никаких регламентов до сих пор не существует. Именно поэтому еще 17 июня 2015 года по итогам заседания Госсовета Президентом РФ было дано поручение «разработать чёткие критерии, позволяющие установить наличие у человека наркотического опьянения, а также порядок соответствующего медицинского освидетельствования», которое так и не было выполнено. (Что интересно: другое поручение - «ввести административную ответственность за отказ от прохождения медицинского освидетельствования при наличии признаков наркотического опьянения» - выполнили сразу. Хотя, несомненно, это связанные между собой вещи, и без первого второе становится просто репрессивной мерой).

Исходя из вышесказанного, полицией при задержании человека «за наркотики» должны соблюдаться Конституция и общие требования закона, распространяемые и на задержание, прописанные в части 4 статьи 5 закона «О полиции»: «При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  1. назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  2. в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина».


В части 3 статьи 14 того же закона сказано: «В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения».

Поделиться