1. Главная
  2. Консультации

Консультация №699

28.02.2008
Спрашивает Роман
Добрый день. В продолжение на письмо 682.
То есть, Миридия, Редуксин и Линдакса, в соответствие со вступившим в силу постановлением, являются сильнодействующими веществами. Тогда получается, что все аптеки, не имеющие лицензии, дающей право на работу на работу с СДВ, отпускающие населению указанные препараты нарушают ст.234 УК РФ. По-вашему могут ли быть привлечены к уголовной отетсвенности по ст.234 УК РФ фармацевты, которые реализуют из аптек Миридию, Редукснн и Линдаксу, не имея лицензии на работу с СДВ? Подлежат ли изъятию указанные препараты из таких аптек.
Отвечает
  • завпунктом
Здравствуйте.
Кавалерийская атака в данном случае представляется неприемлемой, так как способна не только принести неоправданные унижения и страдания фармацевтам, но и подорвать авторитет органов наркоконтроля (к сожалению, опыт злоупотребления репрессивными функциями у ФСКН имеется).
Приведение деятельности аптек в соответствие с Постановлением Правительства от 29 декабря 2007 года № 964 - объективная необходимость. В то же время нельзя не учитывать, что организация и осуществление контроля и надзора в сфере оборота лекарственных средств находится в компетенции Росздравнадзора и, в части нормативного регулирования, Минздравсоцразвития. Именно Росздравнадзор и его территориальные подразделения несут ответственность за своевременную корректировку работы аптек с учетом изменения Списков сильнодействующих веществ. Что касается наркополиции, то, согласно Указу Президента РФ от 28 июля 2004 года № 976, ФСКН "осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в пределах своей компетенции - в области оборота сильнодействующих веществ".
Существенное различие контрольных полномочий наркополиции применительно к сильнодействующим веществам в сравнении с наркотическими средствами и психотропными веществами состоит в том, что ФСКН осуществляет контроль за законным оборотом и противодействует незаконному обороту наркотиков, в отношении же сильнодействующих веществ Служба ответственна только за деятельность, направленную на пресечения незаконного оборота.
Перечисленные Вами лекарственные средства до 16 января 2008 года находились в свободной безрецептурной продаже. 16 января был опубликован правительственный Список данных веществ, после чего, как известно, сложилась напряженная ситуация в связи с ошибочным его толкованием как запрещающего безрецептурный оборот жизненно важных лекарств. Виной тому во многом избранная Правительством форма Списков. Различие Списков ПККН и Правительства в том, что Список ПККН включал все синонимы и торговые именования веществ, в Списке же Правительства приведены только основные названия без указания конкретных препаратов. Хотя фармацевты, как имеющие специальное образование, должны различать фармакологические активные и неактивные препараты, Постановление № 964 для его правильного понимания требует не только фармацевтических, но и юридических знаний.
Нельзя не отметить и то, что руководители ФСКН вольно или невольно дезинформировали население, в том числе и работников аптек, распространив искаженное толкование Списков. В частности, заместитель директора Службы Александр Федоров заявил журналистам, что "лекарственные препараты, которые в настоящее время продаются без рецептов, в обычном порядке, но содержат в своем составе незначительное количество сильнодействующих и ядовитых веществ, будут реализовываться в прежнем порядке, безрецептурно". Из самого же текста Списков следует иное. Не имеет значения, какое количество сильнодействующего вещества входит в состав лекарства. Важен его состав: является ли препарат комбинированным, включающим кроме контролируемого вещества иные активные компоненты.
В такой ситуации вполне естественно ожидание фармацевтами официальных разъяснений Росздравнадзора. Органы наркоконтроля вправе, конечно, консультировать руководство аптек о новых требованиях, но для возбуждения уголовных дел оснований нет.
Согласно статье 24 УК РФ виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Очевидно отсутствие умысла на незаконный сбыт сильнодействующих веществ у фармацевтов, не проинформированных о том, какие конкретно лекарства должны быть сняты с продажи, и своевременно не прекративших ранее совершенно законный отпуск лекарственных форм сибутрамина.
Некоторого переходного периода для того, чтобы аптечные сети и государственные органы определились с новыми правилами, требует здравый смысл.
В дальнейшем же правоприменение статьи 234 УК в отношении фармацевтов и других аптечных работников, допустивших нарушение правил законного оборота сильнодействующих веществ, возможно только в случаях, если допущенные нарушения привели по неосторожности к хищению веществ или причинили иной существенный вред (т.е. по части четвертой статьи 234 УК). Последнее замечание, естественно, не относится к случаям сбыта сильнодействующих и ядовитых веществ, заведомо направленного на их немедицинское использование и включение в незаконный оборот.
Решение же вопросов об изъятии сильнодействующих веществ из аптек в тех случаях, когда аптека не имеет соответствующего разрешения на отпуск такого рода лекарств, находится в компетенции Росздравнадзора.
Поделиться