1. Главная
  2. Блоги
  3. Трибуна консультантов

«Запустить дурочку»

  • эксперт-химик Дмитрий Гладышев
18.01.2017

Спрашивает Ксения:
Уважаемый Дмитрий Юрьевич! Мы получили ответ от зам. нач. ЭКЦ Саенко, который пишет дословно, что в соответствии с ч.3 ст.204 УПК РФ материалы, иллюстрирующие заключение эксперта являются составной частью заключения эксперта, но не относятся к обязательной. У нас в экспертизе только голые выводы эксперта. Как Вы прокомментируете такой ответ? Как можно понять составная часть экспертизы необязательная?

Здравствуйте, Ксения.
Ситуация изложенная в Вашем запросе довольно распространённая и давно описана нашим выдающим сатириком Михаилом Михаиловичем Жванецким в интермедии «Запускаем дурочку».

«Операция» под этим кодовым названием проводится экспертными начальниками и экспертами уже несколько лет, с тех пор как сторона защиты, стала требовать приобщения к материалам уголовных дел фактических результатов исследования, приборных данных (графиков, спектров, хроматограмм и т.п.), подтверждающих выводы заключений экспертов. Отбиваясь от этих законных требований, эксперты, работающие на сторону обвинения, используют несколько стандартных (согласованных экспертным сообществом) канцеляризмов и отписок. Это указанный Вами распространённый штамп: «является составной частью заключения эксперта, но не относится к обязательной», другой, не менее распространённый: «если эксперт прилагает (фотографии, схемы, графики и т.п.), то они являются его составной частью, а если не прилагает, то не являются составной частью заключения эксперта». Есть и более экзотический – так некоторые эксперты указывают на то, что часть 1 статьи 204 УПК РФ имеет приоритет над ч.3, и в этой связи (фотографии, схемы, графики) не являются обязательным атрибутом (не указываются) в тексте заключения эксперта.

Для ответа на вопрос, заданный Ксенией, обратимся к законодательным нормам уголовного процесса, позволяющим оценить такую псевдо экспертную деятельность, их несколько:

  • УПК РФ, Статья 7. Законность при производстве по уголовному делу.
«2. Суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта настоящему Кодексу, принимает решение в соответствии с настоящим Кодексом»;
  • УПК РФ, Статья 75. Недопустимые доказательства.
« 1. Доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса.
2. К недопустимым доказательствам относятся:
1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;
2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
3) иные доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса»;
  • УПК РФ, Статья 204. Заключение эксперта
«1. В заключении эксперта указываются:
1) дата, время и место производства судебной экспертизы;
2) основания производства судебной экспертизы;
3) должностное лицо, назначившее судебную экспертизу;
4) сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;
5) сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
6) вопросы, поставленные перед экспертом;
7) объекты исследований и материалы, представленные для производства судебной экспертизы;
8) данные о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
9) содержание и результаты исследований с указанием примененных методик;
10) выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.
2. Если при производстве судебной экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении.
3. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т.п.), прилагаются к заключению и являются его составной частью».

Как видно из содержания представленных, статей УПК РФ, закон не допускает отсутствие в тексте заключения эксперта «материалов, иллюстрирующих заключение эксперта (фотографий, схем, графиков и т.п.», если они фактически были получены экспертом при производстве экспертизы. В соответствии с правилами русского языка фраза: «прилагаются к заключению и являются его составной частью» указывает на безусловное приложение к заключению эксперта, упомянутых материалов, которые составляют заключение эксперта. При несоблюдении этого императивного требования закона заключение эксперта не соответствует требованиям УПК РФ и относится к недопустимому доказательству.

Для чего лукавят экспертные начальники и эксперты, спросит заинтересованный читатель?

Обратимся к классику:

« … Белибердинский начальник (вызывает подчиненного). Зайцев!
Входит Зайцев, подает начальнику депешу.
(Читает). “Как выполняется наше распоряжение изготовления насосов все сроки прошли телеграфируйте дату отгрузки”. Когда отгрузим?
Зайцев. Никогда. У нас и без них!.. Давайте честно напишем и откажемся.
Белибердинский начальник. “Честно?! ” За такой ответ нас сегодня же разгонят и никуда больше не возьмут.
Зайцев. Давайте молчать.
Белибердинский начальник. Тогда нас завтра разгонят и никуда больше не возьмут. Нам нужно выиграть время.
Зайцев. Что же делать?
Белибердинский начальник. Отвечать, писать, тянуть резину. А за это время или завод реорганизуют, или насосы отменят, или министерство ликвидируют. У пишущих есть выражение: “ Запустить “дурочку”…».


Как Вы знаете, ФСКН РФ ликвидировано в 2016 году, это ведомство, занимаясь подобными отписками, «тянуло резину» более 10 лет. Сегодня эстафетную палочку от ФСКН РФ приняло МВД и подобно «Белибердинскому начальнику» Заместитель начальника ЭКЦ МВД России Саенко Г.В. опять выигрывает время, запуская очередную «дурочку».

Что делать в сложившейся ситуации? Рецепт один – писать рецензии, допрашивать экспертов, жаловаться министру на выходки его подчинённых, заявлять ходатайства об исключении убогих (не полных) заключений экспертов, как доказательств, полученных с нарушением закона. В общем, активно отстаивать свои права.

Поделиться