1. Главная
  2. Блоги
  3. Колонка руководителя

Отказ от освидетельствования приравнен к потреблению наркотиков

11.07.2015

Одобрен Советом Федерации, поступил на подпись Президенту Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Введена административная ответственность за «невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества». такое дополнение внесено в статью 6.9 КоАП. Таким образом, ответственность за отказ от освидетельствования приравнена к ответственности за потребление наркотиков, что наказывается штрафом от 4 до 5 тысяч рублей или административным арестом на срок до 15 суток. Аналогичные положения добавлены в статью 20.20 КоПНАП (о потреблении наркотиков а общественных местах).

Это дополнение «закопано» в закон под камуфляжным названием. Так называются теперь многие законы, подобно тому, как в СССР назывались секретные оборонные производства - «п/я» (почтовый ящик). Остальные полтора десятка статей закона содержат вполне разумные нормы, устанавливающие или уточняющие проведение освидетельствования работников воздушного, водного, железнодорожного транспорта, частных охранников и лиц, деятельность которых связана с законным ношением оружия.

Наделение полиции и наркополиции правом не только доставлять граждан на медицинское освидетельствование, но и фактически требовать его прохождения, а в случае отказа составлять протокол об административном правонарушении угрожает массовыми нарушениями личной свободы и неприкосновенности. Прохождение освидетельствования по требованию (нарко)полицейского становится обязанностью гражданина. Достаточность оснований определяет полицейский. Из чего складывается «достаточность», нигде не определено.

Практически это означает, что направление на обязательное (по сути) освидетельствование приравнено — по основаниям для его применения — к проверке документов. Проверять документы полиция также вправе при наличии «достаточных оснований». Как это происходит в реальности, знает каждый. Это полномочие полиции часто мотивируется желудочными соображениями: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Конечно, закон, строго говоря, права на произвольные проверки не дает. Во всяком случае статья 13 закона «О полиции» в системном единстве со статьями 19.1 и 28.1 КоАП такого права не порождает. Но это приходится доказывать потом, после проверки, в суде, и то с переменным успехом быть услышанным.

Как будет применяться право направлять на освидетельствование - не трудно представить, вообразив человека, спешащего на поезд и натолкнувшегося на «достаточные основания».

Новая норма расплывчата и двусмысленна буквально в каждом своем слове. Какие требования пройти освидетельствование можно считать законными? Какие именно должностные лица понимаются под «уполномоченными» проводить освидетельствование? Как соотносится это полномочие полиции с тем, что медицинское освидетельствование, в отличие от проверки документов, осуществляется все же медицинскими работниками? Порождает ли обязанность гражданина пройти освидетельствование обязанность врача его проводить? Если да, то с каких пор и по какому закону врачи в своей профессиональной деятельности подчинены полиции и наркоконтролю?

И все же надо знать, что противоядие этой неправовой норме есть. Потребление наркотиков — административное правонарушение. Подозреваемым можно быть в совершении только преступления. В совершении правонарушения подозреваемых быть не может. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено при наличии повода, каковым в соответствии со статьей 28.1 КоАП является «непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения».

Новый закон говорит о законом требовании должностного лица. Поскольку привлечь к ответственности за потребление наркотиков можно только по КоАП, должны быть соблюдены процессуальные требования, установленные КоАП. С недавнего времени в КоАП есть статья 27.12.1 «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения». По этой статье на освидетельсвование могут быть направлены лица, «в отношении которых могут быть достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения». Таким образом действие статьи 6.9 в части ответственности за отказ от освидетельствование применимо именно в отношении находящихся в опьянении, а не всех тех, в организме которых могут быть обнаружены следы наркотических средств. Порядок направления на освидетельствование, согласно статье 27.12.1 КоАП устанавливается Правительством. Которое Постановлением от 23 января 2015 года № 37 утвердило Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения. Как следует из этого документа «критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, устанавливаются» Минздравом. Соответственно сотрудник полиции или наркоконтроля должен знать эти критерии и направить на освидетельствование вправе, только указав в протоколе на соответствующие признаки.

Поделиться