Под давлением наркоконтроля Верховный Суд РФ изменил свою позицию в отношении двух весьма существенных для наркополитики явлений: провокации под видом проверочной закупки и многоэпизодных преступлений.
Еще в конце прошлого — начале нынешнего года, после продолжительных уклонений от рассмотрения вопросов о провокации, которые осужденные все чаще ставили в надзорных жалобах, ВС решился-таки применять правовую позицию Европейского суда, прямо сославшись в Определении от 22 октября 2007 года по жалобе Анишкина на Постановление ЕСПЧ по делу "Ваньян против РФ". "В приговоре не приведены данные, свидетельствующие о том, что Анишкин совершил бы преступление без вмешательства сотрудников милиции. Отсутствуют такие данные и в материалах дела, — говорится в Определении. — Из этого следует, что действия А. по существу были спровоцированы сотрудником милиции, фактически совершившим подстрекательство к совершению А. преступления. Подобное вмешательство и использование в уголовном процессе доказательств, полученных в результате провокации со стороны милиции, нарушают принцип справедливости судебного разбирательства. Действия, совершенные в результате провокации со стороны милиции, не могут расцениваться как уголовно наказуемое деяние." К аналогичном выводам Судебная коллегия по уголовным делам ВС пришла в Определении от 13 февраля 2008 года по делу Максимова.
Еще более последовательно в последние годы оценивал Верховный Суд применение статей 17 и 69 УК в случае совершения в рамках ОРД нескольких проверочных закупок. Почти по всем делам, рассмотренным ВС в порядке надзора, квалификация нескольких закупок как совокупности преступлений признавалась неправильной и вмененные деяния определялись как единое длящееся преступление. Такой подход отражен во множестве надзорных определений Судебной коллегии: от 22 ноября 2007 года по делу Ведищевой, от 29 ноября 2007 года по делу Маховского, от 26 мая 2008 года по делу Ласека и других.
Такая судебная практика не могла нравиться ФСКН и МВД. Кто из них и как надавил на ВС, достоверно неизвестно, но с осени 2008 года пошли противоположные решения. Они размещены на нашем сайте. В том числе это Определение Судебной коллегии по уголовным делам от 14 октября 2008 года по делу Баренцева и даже Постановление Президиума ВС РФ от 28 октября 2008 года по делу Хакимова.
В последних решениях отказ признать провокацию провокацией, а несколько закупок — продолжающимся преступлениям в сущности никак не мотивирован. По поводу совершения оперативниками нескольких закупок в Постановлении по делу Хакимова говорится: "... когда не установлен предварительный сговор с N (покупателем) на приобретение всего имевшегося у Хакимова героина, когда покушения на сбыт наркотических средств имели место при различных обстоятельствах, в разных местах и в разное время, нет оснований полагать, что совершено единое продолжаемое преступление."
Столь прискорбное непостоянство судей высшего суда РФ позволяет вообразить, как директор ФСКН высказывает председателю ВС недовольство либеральными настроениями его подчиненных, а затем председатель ВС на "планерке" дает председательствующим судебных составов ценные указания не считать провокацию провокацией и сажать "серийных сбытчиков" по совокупности.
Верховный Суд РФ: поворот на 180°
24.12.2008