18 мая 2018 года Минюстом зарегистрирован приказ МВД об утверждении Порядка организации работы в органах внутренних дел Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ
Новый документ — Приказ МВД России от 26 февраля 2018 года № 111 — имеет очевидную практическую полезность. Он регламентирует, то есть вводит в ограничительные рамки контрольные полномочия полиции по контролю за исполнением столь часто назначаемой теперь по статье 6.9 КоАП наркологической обязанности.
Во-первых, устанавливается, что осуществлять такой контроль вправе лишь определенные сотрудники полиции. Тут предусмотрены два варианта. Это могут быть должностные лица отдела наркоконтроля районного подразделения полиции, назначенные приказом начальника этого подразделения. Или, при отсутствии в районном подразделении отдела наркоконтроля, уполномоченные должностные лица назначаются напрямую приказом начальника регионального управления МВД (в республиках — министерств внутренних дел). Участковые уполномоченные и другие иные сотрудники полиции правом контролировать исполнение судебного решения по статье 6.9 КоАП не наделены.
Во-вторых, Порядок определяет, куда слать жалобы на сотрудников, уполномоченных контролировать, то есть кто контролирует контролеров. Это региональное управление МВД.
В-третьих, в утвержденном в дополнение к названному Порядку еще одному Порядку учета, оформления, ведения, хранения, пересылки и уничтожения материалов первого Порядка четко указано, что по истечении 2 лет со дня снятия с учета подконтрольного лица материалы по нему подлежат передаче в территориальный орган полиции для уничтожения. Правда, при этом до конца не понятно, равнозначно ли снятие с учета в полиции завершению лечения, диспансерного наблюдения данного лица, либо, если судом назначена только диагностика, - по исполнению этого предписания. Однако, вполне определенно из утвержденных документов следует, что полиция контролирует исполнение только тех процедур, пройти которые обязал суд. Если в судебном постановлении говорится только об обязанности пройти диагностику, а по прохождении таковой нарколог назначит лечение либо будет установлено при согласии гражданина диспансерное наблюдение, исполнение этих медицинских назначений полиция контролировать не вправе.
Порядок предусматривает заведение по каждому подконтрольному лицу учетной карточки и «накопительного дела». В последнем собирается официальная переписка с наркологическим учреждением (что вытекает из обязанности контроля) и некие «иные материалы». При этом не сказано, что это за материалы и должны ли они иметь прямое отношение к вполне определенной контрольной функции. Вообще, никаких накопительных дел закон не предусматривает. И не понятно, почему они называются накопительными. Что, собственно, должно накапливаться?