Принятие законов о принятии в состав Российской Федерации ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, конечно же грубо нарушает все мыслимые нормы международного права и Российскую конституцию. В то же время не будет великим злом использовать эти законы в правозащитных целях, имея в виду помощь конкретным гражданам, в том числе жертвам уголовных антинаркотических репрессий.
На мой взгляд, как бы ни оценивались изменения государственной границы, любые изменения закона, улучшающие правовое положение конкретного гражданина в его уголовно-правовых отношениях с государством, имеют обратную силу и должны применяться. И ничего аморального в этом нет. Высшей ценностью, по Конституции, является не государство, не какая-либо оккупированная или освобождаемая территория, а человек, его права и свободы.
Обращаясь к законодательству, следует исходить из презумпции добросовестности государства. Коль скоро закон, ограничивающий права человека, не может быть принят, а если таковой принят, то должен быть отменен Конституционным судом, значит закон должен (условно) исполняться, пока не отменен.
Нет ничего хуже войны. Ее плоды отравлены. Успехи ВПК на крови – преступны. Обогащение за счет войны – преступно. Но если одним из побочных последствий войны иногда становятся такие вещи как юридические изменения, как конкретно в данном случае – сокращение государственной несправедливости – этим можно и нужно пользоваться. Думаю не один десяток людей осужден за контрабанду из названных выше территорий, в том числе и на очень большие сроки. Не имеет значения, в какую часть России «контрабандировался» 1 грамм марихуаны; это могла быть любая часть РФ, включая и Крым. Сравнить эту ситуацию можно с превращением России в президентскую республику в 1993 году. Убежден, что именно 93 год – расстрел парламента, принятие антидемократической Конституции с безразмерной властью президента – именно 93-м годом был дан старт процессу, приведшему страну туда где она сегодня находится. Но при всем том, выступая против президентской республики, можно и нужно, где это возможно, использовать ее для защиты прав человека.
Применительно к осужденным за контрабанду наркотиков (а так же любую иную контрабанду) есть основание для освобождения их от уголовной ответственности. Рассмотрим этот процессуальный механизм на примере Запорожской области.
Принят и вступил в силу Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области". Из этого закона следует, что:
- «апелляционные жалобы на судебные постановления по уголовным делам подлежат рассмотрению при условии, что предъявленное обвинение поддерживается прокурором соответствующего территориального органа прокуратуры Российской Федерации от имени Российской Федерации» (статья 10).
- «постановления общих и административных судов, действовавших на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, вступившие в законную силу до этого дня и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в соответствующих судах, действовавших на этот день на указанной территории, в течение шести месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции, а далее … в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации» (статья 10);
- «особенности применения на территории Запорожской области в течение переходного периода уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации определяются федеральным законом» (статья 10).
- «адвокаты Запорожской области осуществляют адвокатскую деятельность при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации, их соответствия требованиям, предъявляемым к адвокатам законодательством Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре, и обязательного членства в адвокатской палате Запорожской области» (статья 33).
Возможно несколько сценариев применения обратной силы названого закона. Какой из них предпочесть по конкретному делу, зависит от процессуальной стадии, а также от позиции прокуратуры. На нашем сайте рассмотрен один из случаев возможного освобождения от уголовной ответственности за контрабанду небольшого количества наркотика без цели сбыта (см. консультацию № 14383).
В любом случае следует ставить вопрос о прекращении дела в связи с принятием закона, имеющего обратную силу (статья 10 УК РФ, пункт 2 части 1 статьи 27 УПК РФ), вследствие чего в совершенном деянии отсутствует состав преступления (пункт 2 части 1 статьи 24 УПК РФ).
По аналогичному поводу есть Постановление Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 4-П в связи с жалобами граждан А.К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и других. В этом Постановлении Конституционный суд признал, что «по буквальному смыслу части первой статьи 10 УК Российской Федерации закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и подлежит применению в конкретном деле независимо от стадии судопроизводства, в которой должен решаться вопрос о применении этого закона, и независимо от того, в чем выражается такое улучшение - в отмене квалифицирующего признака преступления, снижении нижнего и (или) верхнего пределов санкции соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, изменении в благоприятную для осужденного сторону правил его Общей части, касающихся назначения наказания, или в чем-либо ином.»
Отдельно надо обратить внимание на хаос, внесенный законом от 4 октября в деятельность запорожских адвокатов. Адвокат, как специалист, может конечно консультировать своих клиентов, но его полномочия как защитника фактически приостановлены, если он не является гражданином РФ и не сдал экзамена, требования к которому наверняка еще не известны.