1. Главная
  2. Блоги
  3. Колонка руководителя

Федеральное законодательство: смеси в двух измерениях

05.02.2015

Подписан Президентом и 15 февраля 2015 года вступит в силу Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о новых потенциально опасных психоактивных веществах).

Суть закона в следующем. Образуется новая группа запрещаемых в свободном обороте веществ. Временно, на срок до двух лет, некие вещества включаются в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ. Решение о включении в реестр принимает ФСКН. Затем «потенциально опасные» переносятся Правительством в Перечень наркотиков, либо ФСКН исключает их из реестра.

Какие именно вещества подлежат внесению в реестр? Согласно дополнениям в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в реестр «включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом». При этом для включения в реестр должны иметься сведения о фактах потребления вещества, «которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества». Таким образом, условием попадания в реестр являются как минимум два медицинских случая.

За сбыт новых психоактивных веществ, включенных в реестр, устанавливается уголовная ответственность, но менее строгая, чем за сбыт наркотиков. Уголовно наказуем только сбыт новых веществ и другие действия, совершаемые в целях сбыта. Приобретение, хранение, изготовление для собственного употребления не наказуемы ни уголовно , ни административно, независимо от количества вещества (хотя понятно, что большие партии рассматриваются как приобретаемые и хранимые в целях сбыта). За сбыт новых веществ предусмотрено уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, если эти деяния совершены не в группе, и не повлекли тяжкого вреда здоровью или смерти потребителя (это часть первая статьи 234.1 УК РФ, санкции — штраф от 5 000 до 30 000 рублей либо ограничение свободы до 2 лет). Если распространение вещества осуществлялось группой лиц по предварительному сговору или нанесло тяжкий вред здоровью, наказание - в виде штрафа, обязательных или принудительных работ, либо лишения свободы от 2 месяцев до 6 лет (часть вторая). При организованной группе, а также при наступлении смерти человека от сбытых веществ, наказание - лишение свободы до 8 лет (часть третья).

Хотя приобретение и хранение сами по себе не наказуемы, за потребление веществ, включенных в реестр, введена административная ответственность такая же, как за потребление наркотиков: штраф от 4 до 5 тысяч рублей либо административный арест до 15 суток. Как и в связи с потреблением наркотиков, человек освобождается от ответственности за потребление новых веществ при согласии пройти лечение и реабилитацию и также отвечает по статье 6.9.1 КоАП за уклонение от лечения.

Все это было бы относительно разумно, если бы существовали хоть какие-либо более-менее распространенные вещества, определенно подлежащие включению в реестр.

Как? А спайсы? Курительные смеси? Из-за них-то ведь и принимался в сверхсрочном режиме этот закон, и депутат Яровая как Жанна д’Арк призывала к спасению нации, гибнущей без этого закона. И в самом деле, опасные курительные смеси получили широчайшее распространение и вышли в РФ на первое место по уровню потребления среди психоактивных веществ. Действительно, большая часть спайсов формально не была включена в перечень наркотиков (так как химическая формула таких спайсов не полностью совпадала с включенными и постепенно дополнительно включаемыми в перечень наркотиков). Такие смеси или «соли» преподносилась изготовителями и продавцами как якобы легальные. В ненаказуемости оборота этих веществ активно убеждали как их производители и продавцы, так и руководство ФСКН, причем официально, в СМИ. Если первые, особенно на низовом уровне распространения, иногда искренне заблуждались насчет легальности своего товара, то чины наркополиции не могли не знать, что говорят неправду, так как уже несколько лет как все такие вещества автоматом попадают в разряд «производных» или «аналогов» веществ, включенных в перечень наркотиков. Наказание за производные и аналоги такое же, как за наркотики. И сидит за производные добрая половина осужденных по «народным» статьям 228, 228.1, 229.1 УК, то есть не только за сбыт, но и за приобретение, хранение, контрабанду. Сроки при этом зверские, так как практически любое продаваемое и приобретаемое количество смеси тянет на крупный размер, который для синтетического каннабиноила JWH (наиболее распространенного компонента спайсов) составляет 0, 25 г. При этом повсеместно существует поддерживаемая судами практика определения размера не по активному веществу, а по всему весу смеси, с учетом нейтральных наполнителей. А значит приобретение пакетика спайса без цели сбыта — это часть вторая статьи 228 (от 3 до 10 лет лишения свободы).

Еще хуже — с контрабандой. Вот классический сценарий: наивно заказывая через Интернет «незапрещенные», снабженные какими-то сертификатами смеси, даже «на пробу» продаваемый минимум, и не зная при этом, что товар поступит из-за границы, например из Беларуси, человек задерживается на почте по части третьей статьи 229.1 (от 10 до 20 лет лишения свободы).

По сути общество и, будем считать, законодателя, ввели в заблуждение насчет отсутствия юридического механизма для уголовного преследования за любые спайсы. Другое дело, что механизм этот был негодным. Осужденные за производные обжаловали в Верховный Суд незаконность правительственного постановления о производных. Но проиграли. Новый закон адекватнее и гуманнее. Будет ли он работать?

Теперь придется что-то делать с последствиями того вранья.

Очевидно, что изначально, когда возникла проблема курительных смесей, надо было либо принимать такой закон, как сейчас, либо оставлять все как было, дополняя новыми модификациями перечень наркотиков.

Теперь же правовой выход один. Необходимо исключить понятие «производные» из правительственных постановлений № 681 и 1002 и далее действовать в соответствии с новым законом, по его процедуре. Следствием этого будет пересмотр всех уголовных дел, связанных с веществами, не включенными на момент совершения вмененных деяний в перечень, - пересмотр в соответствии с новым законом.

Если оставить производные в перечне наркотиков, налицо сверх-коррупционная схема: для одних и тех же веществ одновременно будет существовать два юридических режима, мягкий и жесткий. Например, приобретение в крупном размере может оказаться либо наказуемым до 10 лет лишения свободы (если вещество признают производным наркотика), либо вовсе не наказуемым (если то же самое вещество запишут в реестр новых потенциально опасных психоактивных). Тем более нетерпимым будет такое положение, когда осужденные вчера за спайс будут сидеть много лет в колонии строгого режима, а те, кого будут судить завтра за такое же вещество с одной измененной молекулой, получат год условно.

Ящик Хэнд-Хелп разрывается от писем осужденных за производные. Нам нечего им ответить, пока юридическое поле не очищено от неправовых нагромождений.

Поделиться