Рекомендация N Rec (2003) 20
Комитета министров Совета Европы государствам-членам
"О новых подходах к преступности среди
несовершеннолетних и о значении правосудия
по делам несовершеннолетних"
(24 сентября 2003 года)
неофициальный перевод
Комитет министров в соответствии с положениями статьи 15 "b"
Устава Совета Европы ( 994_001 ),
считая, что преступность среди несовершеннолетних является
предметом особой озабоченности во многих европейских государствах;
осознавая тот факт, что, хотя уровень преступности среди
несовершеннолетних остается более-менее стабильным, характер и
серьезность ее требуют новой реакции и новых методов борьбы с нею;
учитывая, что традиционная система уголовной юстиции не может
предложить эффективных решений проблемы обращения с
несовершеннолетними преступниками, так как их специфические
образовательные и социальные потребности отличаются от
потребностей совершеннолетних;
будучи убежденным, что меры борьбы с преступностью
несовершеннолетних должны по своему подходу быть
междисциплинарными и многоаспектными, а также должны охватывать
ряд факторов, имеющих значение на разных уровнях общества:
личность, семью, школу, общество;
считая, что правовой возраст совершеннолетия не обязательно
совпадает с возрастом физиологического совершеннолетия, вследствие
чего к молодым совершеннолетним преступникам иногда приходится
применять некоторые меры, применяемые к несовершеннолетним;
считая, кроме того, что к некоторым категориям
несовершеннолетних преступников (члены этнических меньшинств;
молодые женщины; несовершеннолетние, совершающие преступления в
группе) необходимо применять специальные программы;
учитывая, inter alia, Рекомендацию N R (87) 20 ( 994_266 ) о
социальных мерах предупреждения преступности среди
несовершеннолетних, Рекомендацию N R (88) 6 о социальных мерах
предупреждения преступности среди несовершеннолетних из семей
иммигрантов и Рекомендацию N R (2000) 20 о значении раннего
психосоциального вмешательства при предупреждении преступности;
учитывая итоги 10-ого Криминологического коллоквиума по
проблемам молодых совершеннолетних преступников и уголовной
политики (1991 год);
принимая во внимание положения Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод ( 995_004 ), Европейской конвенции
об осуществлении прав детей ( 994_135 ), Конвенции ООН о правах
ребенка ( 995_021 ), Минимальных стандартных правил ООН об
отправлении правосудия по делам несовершеннолетних (Пекинские
правила) ( 995_211 ), Основных направлений предупреждения
преступности среди несовершеннолетних ООН (Эр-Риядские основные
направления) ( 995_861 ) и Правил ООН по защите
несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы ( 995_205 ),
рекомендует правительствам государств-членов:
- руководствоваться в своем законодательстве, политике и
практике изложенными в настоящей Рекомендации принципами и мерами;
- довести положения настоящей Рекомендацию и ее
объяснительную часть до сведения всех соответствующих органов,
средств массовой информации и общественности; и
- признать необходимость существования отдельных Европейских
правил об общественных санкциях и мерах и Европейских правил о
тюремном содержании несовершеннолетних.
I. Определения
- "несовершеннолетние" - лица, достигшие возраста наступления
уголовной ответственности, но не достигшие возраста
совершеннолетия; однако, настоящая Рекомендация может применяться
также к лицам, старше или младше данного возраста;
- "преступность" - действия, рассматриваемые в соответствии с
уголовным правом. В некоторых странах понятие преступности
включает также антиобщественное и/или отклоняющееся поведение,
рассматриваемое в административном или гражданском праве;
- "система правосудия по делам несовершеннолетних" -
формальная составляющая более широкого подхода борьбы с
преступностью среди несовершеннолетних. Кроме судов по делам
несовершеннолетних в нее входят официальные органы или учреждения,
например: полиция, прокуратура, профессия юриста, служба пробации,
уголовные учреждения. Система тесно взаимодействует с учреждениями
здравоохранения, образования, социального обеспечения и
негосударственными организациями, например, организациями
поддержки потерпевших и свидетелей.
II. Новый стратегический подход
- Основными целями правосудия по делам несовершеннолетних и
связанных с ним мер предупреждения преступности среди
несовершеннолетних должны быть:- предупреждение совершения и повторного совершения
преступлений; - ресоциализация и возвращение преступников к жизни в
общество; - учет потребностей и интересов потерпевших.
- предупреждение совершения и повторного совершения
2. Система правосудия по делам несовершеннолетних должна
рассматриваться как одна из составляющих более широкой основанной
на общественном воздействии стратегии предупреждения преступности
среди несовершеннолетних, учитывающей ситуацию в семье, школе,
окружении, однородной группе, при которой совершается
преступление.
- В частности, ресурсы должны выделяться на предупреждение
серьезных, насильственных, длительных и связанных с наркотиками и
алкоголем преступлений. - Также необходимо повышать эффективность и адекватность мер
предупреждения совершения и повторного совершения преступлений
несовершеннолетними членами этнических меньшинств, группами
несовершеннолетних, молодыми женщинами и лицами, не достигшими
возраста уголовной ответственности. - Контакты с несовершеннолетними преступниками должны по
возможности основываться на научных доказательствах того, какие из
них действенны, в отношении кого и при каких обстоятельствах они
действенны. - Для предупреждения дискриминации государственные органы
должны оказывать влияние на молодых членов этнических меньшинств,
разъясняя им потенциальные последствия новой политики и практики.
III. Новые меры
- Необходимо продолжать создание новых действенных
альтернатив официальному уголовному преследованию. Эти
альтернативы должны быть частью обычной процедуры, должны
соответствовать принципу соразмерности, отражать интересы
несовершеннолетнего и, как правило, применяться исключительно к
делам, по которым несовершеннолетний признает свою вину. - Для предупреждения совершения несовершеннолетними
серьезных, насильственных и длительных преступлений
государства-члены должны увеличивать спектр новаторских и более
эффективных (но соразмерных) общественных санкций и мер, которые
бы прямо учитывали преступное поведение и потребности преступника.
При реализации данных санкций и мер должны также привлекаться
родители преступника или другой законный представитель (если это
не окажется непродуктивным), и по возможности предоставляться
защита, реституция и возмещение вреда потерпевшему. - Виновность должна лучше отражать возраст и зрелость
преступника и соответствовать его уровню развития, а
уголовно-правовые меры должны применяться пропорционально
индивидуальной ответственности. - Родителям (или законным представителям) необходимо помочь
осознать и принять свою ответственность за преступное поведение
несовершеннолетних детей. Они должны присутствовать в суде во
время разбирательства дела (если это не окажется непродуктивным),
а по возможности им должна быть предоставлена помощь, оказана
поддержка и даны разъяснения. Их следует обязывать при
необходимости посещать консультации или курсы подготовки
родителей, чтобы обеспечить посещение их детьми школы или чтобы
способствовать применению официальными учреждениями общественных
санкций и мер. - При затянувшемся созревании совершеннолетнего в возрасте
до 21 года ему должно быть предоставлено право на обращение, как с
несовершеннолетним, и на применение к нему схожих мер
предупреждения, если суд придет к выводу, что личность данного
лица не сформировалась, и он не может отвечать за свои действия
как взрослый человек. - Чтобы облегчить поиск работы совершеннолетними
преступниками в возрасте до 21 года, необходимо принять все меры,
чтобы от них не требовалось раскрывать свою судимость перед
потенциальными работодателями, за исключением случаев, когда это
требование вытекает из характера работы. - Необходимо развивать методы оценки риска повторного
совершения преступлений несовершеннолетним, чтобы характер,
интенсивность и длительность предупредительных мер могли быть
тесно связаны с риском повторного совершения преступлений и
потребностями преступника, учитывая принцип соразмерности. В
случае необходимости соответствующие учреждения должны
предоставлять информацию, но при этом соблюдать требования
законодательства о защите информации. - Все стадии уголовного процесса должны проводиться в
короткие периоды времени, чтобы уменьшить задержки и обеспечить по
возможности быстрое предупреждение преступности среди
несовершеннолетних. Но во всех делах меры ускорения
судопроизводства и повышения его эффективности должны
уравновешиваться требованиями соблюдения процессуальных норм. - Если несовершеннолетний содержится под стражей в полиции,
необходимо учитывать их правовой статус несовершеннолетнего, их
возраст, их уязвимость и уровень зрелости. Им должны быть
незамедлительно и в доступной для них форме сообщены их права и
гарантии. При допросе несовершеннолетнего в полиции, как правило,
должны присутствовать его родители/законный представитель или
другой взрослый, знающий ребенка. Также несовершеннолетнему должно
быть предоставлено право на свидания с адвокатом и доктором. Они
не могут находиться под стражей в полиции дольше сорока восьми
часов, а для самых молодых преступников данный срок должен быть по
возможности снижен. За содержанием несовершеннолетнего под стражей
в полиции должны надзирать компетентные органы. - Если в качестве последней меры к несовершеннолетним,
подозреваемым в совершении преступления, применяют предварительное
заключение, срок действия данной меры не должен превышать шесть
месяцев до начала судебного разбирательства. Данный срок может
быть продлен судьей, не участвующим в расследовании дела, если он
придет к выводу, что задержки в процессе абсолютно обоснованы
исключительными обстоятельствами. - По возможности предварительное заключение
несовершеннолетних, подозреваемых в совершении преступления,
должно заменяться альтернативными мерами, например: надзор со
стороны родителей, приемная семья или другие формы помещения под
присмотр. Предварительное заключение не должно применяться как
наказание или форма запугивания, или вместо мер защиты ребенка и
его психического здоровья. - Принимая решение о необходимости в целях предупреждения
повторного совершения преступления применить к
несовершеннолетнему, подозреваемому в совершении преступления,
предварительного заключения, суды должны оценивать полный риск,
основываясь на полной и достоверной информации о личности
несовершеннолетнего и социальных обстоятельствах. - Подготовка к освобождению несовершеннолетнего,
осужденного к лишению свободы, должна начинаться в первый же день
исполнения их приговора. Оценка всех потребностей и риска должна
являться первым шагом осуществления плана возвращения
несовершеннолетнего к жизни в обществе, подготавливающего все
аспекты освобождения преступников, координируя их потребности,
связанные с образованием, занятостью, доходами, здоровьем,
проживанием, надзором, семейным и социальным окружением.
20. Должен быть принят поэтапный подход к возвращению
несовершеннолетних преступников к жизни в обществе, с
использованием отпусков, открытых учреждений, временного
освобождения и учреждений по ресоциализации преступников. Должны
быть выделены средства на реабилитационные меры после
освобождения, которые всегда должны планироваться и проводиться в
тесном сотрудничестве с внешними учреждениями.
IV. Исполнение
21. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних
должно планироваться, координироваться и финансироваться местными
партнерствами, включающими ключевые государственные учреждения -
полицию, службы пробации, социального обеспечения и по делам
несовершеннолетних, судебные органы, учреждения образования,
занятости, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства - и
добровольный и частный сектор. Такие партнерства должны нести
ответственность за достижение общей и четко определенной цели, а
также:
- предоставлять первоначальную и повышающую квалификацию
подготовку;
- планировать, снабжать средствами и финансировать услуги;
- устанавливать стандарты и контролировать их исполнение;
- предоставлять информацию (соблюдая правовые требования по
защите информации и профессиональной тайны и учитывая
специфические обязанности соответствующих учреждений);
- оценивать эффективность и распространять удачную практику.
V. Права и гарантии
22. Все новые меры и процедуры, содержащиеся в настоящей
Рекомендации, должны рассматриваться в свете прав и гарантий,
закрепленных в соответствующих международных документах.
VI. Контроль, оценка и распространение информации
23. Для расширения информационной базы о действующих мерах
необходимо выделять средства на независимую научную оценку таких
мер и распространение установленных фактов среди исполнителей этих
мер.
24. Для предупреждения дискриминации по этническим признакам
в системе правосудия по делам несовершеннолетних и для выявления
дел, в которых по культурным соображениям требуются специальные
меры необходимо собирать информацию и/или проводить исследования
по вопросам участия этнических меньшинств и обращению с ними на
всех стадиях системы правосудия по делам несовершеннолетних.
25. Чтобы избежать слишком негативной реакции, информировать
общественность и повысить общественное доверие, необходимо
развивать стратегию предоставления информации о преступности среди
несовершеннолетних и работе и эффективности системы правосудия по
делам несовершеннолетних, используя широкий круг средств, в том
числе телевидение и Интернет. При этом не должна распространяться
личная информация или другие сведения, которые могут привести к
идентификации преступника или потерпевшего.