1. Главная
  2. Судебная практика

Решение Верховного Суда РФ от 23 декабря 2009 года № ГКПИ09-1276

Постановление о проведении проверочной закупки может быть подписано заместителем руководителя. Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 11 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утв. Приказом МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1276

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании частично недействующим пункта 11 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом МВД России N 368, ФСБ России N 185, ФСО России N 164, ФТС России N 481, СВР России N 32, ФСИН России N 184, ФСКН России N 97, Минобороны России N 147 от 17 апреля 2007 г.,

установил:

согласно пункту 11 Инструкции при представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем).

Гражданин Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 11 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Как указывает заявитель, в отношении него были вынесены необоснованные и незаконные постановления о проведении ОРМ "проверочная закупка", которые впоследствии утверждены ненадлежащим лицом, а именно заместителем начальника УФСКН РФ по Тульской области, который не обладает правом и полномочиями руководителя органа, осуществляющего ОРД. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части седьмой статьи 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и нарушают права граждан.

Р. извещен о времени и месте судебного заседания.

Представители заинтересованных лиц ФСКН России Д.Е., ФСБ России С., Ш.А., ФСО России М., Н.А.Н., ФТС России Н.А.А., Ш.Н., СВР России П., ФСИН России Д.Д., Ю., Минобороны России Б., Генеральной прокуратуры Российской Федерации О., Минюста России Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правого акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федеральных органов государственной власти и не нарушают прав граждан.

Выслушав объяснения представителей ФСКН России Д.Е., ФСБ России С., Ш.А., ФСО России М., Н.А.Н., ФТС России Н.А.А., Ш.Н., СВР России П., ФСИН России Д.Д., Ю., Минобороны России Б., Генеральной прокуратуры Российской Федерации О., Минюста России Г., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" устанавливает, что представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (статья 11).

Во исполнение требований Федерального закона Приказом от 17 апреля 2007 г. Министерства обороны Российской Федерации N 368, Федеральной службы безопасности Российской Федерации N 185, Федеральной службы охраны Российской Федерации N 164, Федеральной таможенной службы N 481, Службы внешней разведки Российской Федерации N 32, Федеральной службы исполнения наказаний N 184, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков N 97, Министерства обороны Российской Федерации N 147 утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Данный нормативный правовой акт согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 мая 2007 г., регистрационный номер 9407 и опубликован в "Российской газете" N 101, 16 мая 2007 г.

Пункт 11 Инструкции определяет круг должностных лиц, имеющих право утверждать постановления о проведении ряда оперативно-розыскных мероприятий (проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент).

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Федеральным законом. В статье 13 Федерального закона установлен перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Часть седьмая статьи 8 данного Федерального закона устанавливает условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с которыми проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Доводы заявителя о противоречии пункта 11 Инструкции, определяющего полномочия начальника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или его заместителя утверждать результаты оперативно-розыскной деятельности при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, части седьмой статьи 8 Федерального закона являются несостоятельными.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Одной из категорий должностей являются руководители. Категория руководители включает должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений.

Военная служба в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" является особым видом федеральной государственной службы.

Следовательно, указание в пункте 11 Инструкции о полномочиях начальника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или его заместителя утверждать результаты оперативно-розыскной деятельности при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, соответствуют требованиям федерального законодательства.

Ссылки заявителя на нарушения оспариваемыми положениями нормативного правового акта его прав являются необоснованными, т.к. определение законности проведения проверочной закупки, равно как и оценка допустимости использования полученных в результате ее данных в качестве доказательств по уголовному делу, относятся к ведению органов предварительного расследования, прокурора и суда. Проверка принятых ими решений осуществляется в рамках уголовного судопроизводства вышестоящими инстанциями системы судов общей юрисдикции.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства, приняты компетентными федеральными органами государственной власти и не нарушают права и свободы граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, заявление Р. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Р. о признании частично недействующим пункта 11 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом МВД России N 368, ФСБ России N 185, ФСО России N 164, ФТС России N 481, СВР России N 32, ФСИН России N 184, ФСКН России N 97, Минобороны России N 147 от 17 апреля 2007 г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ