1. Главная
  2. Библиотека

Охрана здоровья больных туберкулезом и признанных ВИЧ-инфицированными в СИЗО

  • завпунктом
2012

1. Кто и на основание каких документов ответственен за диагностику в СИЗО. Возможно ли что при поступлении в СИЗО диагностика не проводилась? Проводиться ли она в таком случае повторно при поступлении в УИКи?

Согласно совместному приказу Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ от 17 октября 2005 года № 640/190 организация медицинской помощи в СИЗО и колониях, а также контроль качества ее оказания осуществляются территориальными органами ФСИН, в том числе их медицинскими управлениями совместно с органами управления здравоохранением субъектов РФ (пункты 3,4). В число ответственных за здоровье подозреваемых, обвиняемых и осужденных эти положения приказа включают и неопределенный круг других органов, в частности органы Роспотребнадзора и местного самоуправления, что на практике порождает размытость регулирования и неопределенность управленческих полномочий и контрольных функций.
  В соответствии с тем же приказом, а также приказом Минюста от 14 октября 2005 года № 189 при поступлении заключенного в СИЗО или исправительное учреждение дежурным врачом (фельдшером) сразу же проводится первичный медицинский осмотр и необходимое обследование, в ходе которого выясняется и наличие заболеваний, представляющих опасность для окружающих (к ним Постановлением Правительства отнесена и ВИЧ-инфекция), а "в срок не более трех дней с момента прибытия в СИЗО все поступившие, кроме следующих транзитом, проходят углубленный врачебный или фельдшерский осмотр, а также рентгенофлюорографическое обследование" (пункт 32). В том числе "для выявления инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других заболеваний проводятся лабораторные исследования" (пункт 35).
  Приказ Минздравмедпрома РФ от 25 апреля 1996 года N 168 устанавливает случаи обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление ВИЧ-инфекции. Это те же случаи, что и установленные Федеральным законом о ВИЧ (доноры крови и осужденные, привлеченные к работе санитарами по отдельным видам медицинской деятельности, связанной с кровью). Для большинства прочих подследственных и осужденных освидетельствование на ВИЧ не является обязательным. В то же время по вышеназванному совместному приказу такое освидетельствование должно проводиться "по клиническим показаниям" (Постановление Правительства от 28 февраля 1996 года № 221).
  Совместный приказ предусматривает право заключенного отказаться от медицинского вмешательства, к которым относится и освидетельствование (пункт 39). Это право в значительной степени остается "бумажным". Отказ от освидетельствования в тех случаях, когда оно признано обязательным (т.е. и по клиническим показаниям), влечет ответственность, предусмотренную за нарушение режима содержания под стражей или отбывания наказания.

2. Кто и на основание каких приказов ответственен за лечение ВИЧ, Туберкулез в СИЗО, на этапе, в колонии?

На всех этапах, в том числе и на этапе "транспортировки", непосредственная ответственность лежит на медицинской службе ФСИН. Это следует из вышеупомянутого совместного приказа № 640/190. Также обязанности медицинской службы учреждения УИС регулируются приказами Минюста от 14 октября 2005 года № 189 об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов и от 3 ноября 2005 года № 205 об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

3. Какими документами руководствоваться при отправке запроса во ФСИН с требованием предоставить количество заказанного и поставленного по факту кол-во лечения по ВИЧ и ТБ?

Такой запрос может быть направлен действующей в соответствующем регионе общественной наблюдательной комиссией. Федеральным законом от 10 июня 2008 года "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (в редакции от 6 декабря 2012 года) комиссии наделены правом контроля за соблюдением прав заключенных на охрану здоровья (статья 16.1).

"1.Члены общественных наблюдательных комиссий осуществляют контроль с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и требований, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона, за обеспечением права лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья при их нахождении в местах принудительного содержания, при временном помещении их в медицинские учреждения. Контроль за обеспечением права лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья может также осуществляться в стационарных (конечных либо промежуточных) пунктах перемещения таких лиц.

2. Члены общественных наблюдательных комиссий в целях осуществления контроля за обеспечением права лица, находящегося в месте принудительного содержания, на охрану здоровья вправе с согласия этого лица или его законного представителя знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, беседовать по вопросам оказания медицинской помощи с лицами, находящимися в местах принудительного содержания, медицинских учреждениях
".

Правда, пока что общественные наблюдательные комиссии созданы не во всех регионах.

4. Регламентируется ли какими-либо нормами наличие дополнительных препаратов в центрах СПИД (т.н. "Запас") и если да, то основываясь на каких документах можно просить сделать аналогичный запас для заключенных в центрах спид или мед частях ФСИН?

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 декабря 2005 г. № 757 "О неотложных мерах по организации обеспечения лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекцией" обязывает региональные органы управления здравоохранением (министерства, департаменты, управления здравоохранения субъектов РФ) обеспечивать неснижаемый запас необходимых препаратов. Этим же приказом следует руководствоваться при решении вопросов, касающихся обеспечения препаратами медчастей УИС.

5. В какие инстанции и на чьи имена направлять запросы с требованием провести проверку?

  Надзор за соблюдением прав заключенных возложен на прокуратуру РФ в лице ее территориальных органов (статьи 32-34 Федерального закона "О прокуратуре РФ"). В случаях нарушения закона следует обращаться к прокурору субъекта РФ. Соблюдением прав заключенных занимается еще множество органов и должностных лиц, а также вышеупомянутые общественные наблюдательные комиссии. При таком количестве защитников заключенные должны были бы себя чувствовать лучше, чем на воле.
  По вопросам, касающимся медицинской помощи заключенным, следует обращаться в территориальный орган ФСИН, по поводу же лекарственного обеспечения - в орган управления здравоохранением субъекта РФ. При неэффективности данных инстанций надо брать выше: соответственно в управление организации медико-социального обеспечения ФСИН и в Росздравнадзор.
  В случаях грубого нарушения прав заключенных следует подавать жалобу Уполномоченному по правам человека в РФ.

6. Что может являться основанием для такого запроса, обязательны ли заявления с именами, или возможно писать от имени НКО ссылаясь на информацию полученную от клиентов (без упоминания имен)?

 Меры реагирования всех вышеперечисленных инстанций должны наступать в случае поступления информации из любого источника. Именные заявления подследственных и осужденных требуются только при обжаловании в суд.

7. Какие документы возможно препятствуют формированию стратегического запаса препаратов по лечению ВИЧ, ТБ в СИЗО или центрах СПИДа обслуживающих эти СИЗО?

Возникновение трудностей с лекарственным обеспечением следственно арестованных имеет причиной не столько наличие каких-то нормативных актов, сколько несогласованность деятельности различных ведомств.

8. Как рассчитывается и как учитывается назначение АРВТ на этапе? Каким образом учитывается наличие АРВТ в этапируемое учреждение (здесь имеется в виду если человек на АРВТ, есть ли гарантии, что при поступлении в ИК там эта схема есть)?

Согласно совместному приказу Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ от 17 октября 2005 года № 640/190 "подозреваемые, обвиняемые и осужденные, следующие транзитом, получают необходимое лечение, обследование в соответствии с сопроводительными документами, прилагаемыми к открытой справке личного дела, или при обращении за медицинской помощью" (пункт 34).

9. Документы регламентирующие временные рамки актировки, от поступления в стационар до мед освидетельствования и освобождения.

Освобождение от дальнейшего отбывания наказания по болезни осуществляется судом в соответствии со статьей 81 УК РФ. В случае положительного решения суда реальное освобождение наступает после вступления судебного постановления в законную силу. Порядок медицинского освидетельствования осужденных установлен совместным приказом Минздравом и Минюстом РФ от 9 августа 2001 №№ 311/242.

10. Наличие нормативных актов регламентирующих пребывание в ШИЗО и ПКТ людей с ВИЧ, ТБ

Такой порядок (общий для всех осужденных, находящихся под медицинским наблюдением) определен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 года № 205. Согласно пунктам 136, 137 "к осужденным, проходящим лечение в лечебно-профилактических учреждениях, могут применяться все предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством меры взыскания, если их немедленное исполнение не влечет угрозы жизни и здоровью осужденного. Осужденные, водворенные в штрафные изоляторы и переведенные в помещения камерного типа, продолжают получать необходимое лечение".

Поделиться