Консультация №721
08.03.2008
Спрашивает Серж
Здравствуйте. Возможно ли участие в контрольной закупке несовершеннолетних?
Отвечает
- завпунктом
Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" не содержит запрета на добровольное участие несовершеннолетнего в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе проверочной закупки. Как следует из статьи 17 закона, "отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. ... Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами." Это означает, что оказание содействия со стороны несовершеннолетнего без заключения контракта допустимо.
Таковой будет аргументация стороны, защищающей законность использования несовершеннолетних закупщиков.
Иная точка зрения основывается на Конвенции ООН о правах ребенка, каковым "является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста". Конвенция исходит из особого статуса ребенка, имеющего "право на особую заботу и помощь". "Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка" (статья 3).
Хотя в целом оперативно-розыскная деятельность преследует общественно-полезные цели, привлечение несовершеннолетнего в качестве закупщика (вне зависимости от его отношения с наркотиками) объективно направлено не на решение проблем ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации (иначе он не оказался бы добровольным агентом полиции), а на решение оперативных задач использующих его правоохранительных органов. Приоритет прав и интересов ребенка при этом утрачивается. Задача государства, его органов и должностных лиц - физическое и психологическое восстановление и социальная реинтеграция ребенка, столкнувшегося с наркотиками.
Таковой будет аргументация стороны, защищающей законность использования несовершеннолетних закупщиков.
Иная точка зрения основывается на Конвенции ООН о правах ребенка, каковым "является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста". Конвенция исходит из особого статуса ребенка, имеющего "право на особую заботу и помощь". "Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка" (статья 3).
Хотя в целом оперативно-розыскная деятельность преследует общественно-полезные цели, привлечение несовершеннолетнего в качестве закупщика (вне зависимости от его отношения с наркотиками) объективно направлено не на решение проблем ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации (иначе он не оказался бы добровольным агентом полиции), а на решение оперативных задач использующих его правоохранительных органов. Приоритет прав и интересов ребенка при этом утрачивается. Задача государства, его органов и должностных лиц - физическое и психологическое восстановление и социальная реинтеграция ребенка, столкнувшегося с наркотиками.
Поделиться