Консультация №4838
02.09.2012
Спрашивает Иван
Здравствуйте! На моем предприятии перед рабочим днем мы обязаны проходить мед.экспертизу. В один из дней на рабочем месте задержали молодого человека в состоянии наркотического опьянения и нашли при нем марихуану. На следующий день после экспертизы к каждому из нас подходили сотрудники ГНК и просили проходить освидетельствование на наркотики(сдавать мочу)не объясняя причину просто показывая корочки просили пройти в автомобиль скорой помощи после чего давали емкость для забора мочи. одного из моих коллег(у которого на медэкспертизе показатели давления были немного выше нормы) не удалось помочиться его заставили выпить 1.5литра воды. И угрожали арестом на 15 суток, если он не сдаст тест .В общем его продержали 2,5 часа пока он не сдал тест . Законны ли действия сотрудников ГНК? Могу ли я в следующий раз отказаться от освидетельствования на наркотики если медик допустил меня к работе? Какие основания должны быть для прохождения экспресс-теста?
Отвечает
- завпунктом
Здравствуйте. Действия наркополиции, о которых Вы рассказали, незаконны от начала и до конца. Конечно, если все это обжаловать, они будут ссылаться на добровольность прохождения теста, а угроза арестом и меры принуждения к конкретному человеку - отрицать. Относительно последнего, если этот человек захочет с ними связываться и обратится в прокуратуру или следственный комитет, у него есть все основания привлечь сотрудников ФСКН даже к уголовной ответственности. За незаконное задержание предусмотрена ответственность по статье 127 УК вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет. Только статья эта применяется крайне редко.
Безусловно, любой работник вправе отказаться от такого навязчивого медицинского сервиса. Одно дело – осмотры, связанные с выполняемыми трудовыми функциями. Для соответствующих должностей и видов работ они предусмотрены трудовым законодательством. Другое дело - незаконное тотальное поставление всех работников в положение подозреваемых в совершении правонарушения (употребления наркотиков). Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает закрытый перечень оснований для недобровольного медицинского вмешательства. Согласно статье 20 закона медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается:
«1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы».
К тому же сотрудники наркоконтроля, в отличие от полиции, вообще не обладают правом направлять кого-либо на освидетельствование. Здесь необходимо пояснить, что ссылки на статью 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», наделяющую наркополицию таким правом, в настоящее время не состоятельны. Действительно, в этом федеральном законе есть норма о том, что "Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование". Правом направлять на освидетельствование закон наделяет органы дознания, органы, осуществляющие ОРД, следователей и судей. Однако это положение применяться не может, т.к. в той же статье закона сказано следующее: "Порядок медицинского освидетельствования лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции".
То есть закон допускает освидетельствование только в порядке, установленном названными в нем (законе) ведомствами. Такой порядок с 1998 года все еще разрабатывается. Нормативного правового акта на этот счет никакого нет. Закона об органах наркоконтроля также не существует. Права полиции в этой части на наркополицию также не распространяются. В соответствии со статьей 13 ФЗ «О полиции», сотрудники полиции вправе «направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении». Аналогичной нормы для наркополиции ни в одном законе нет. В законе «О полиции» прямо указывается на то, что статья 13 этого закона (о правах сотрудников полиции) на органы наркоконтроля не распространяется.
Безусловно, любой работник вправе отказаться от такого навязчивого медицинского сервиса. Одно дело – осмотры, связанные с выполняемыми трудовыми функциями. Для соответствующих должностей и видов работ они предусмотрены трудовым законодательством. Другое дело - незаконное тотальное поставление всех работников в положение подозреваемых в совершении правонарушения (употребления наркотиков). Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает закрытый перечень оснований для недобровольного медицинского вмешательства. Согласно статье 20 закона медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается:
«1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы».
К тому же сотрудники наркоконтроля, в отличие от полиции, вообще не обладают правом направлять кого-либо на освидетельствование. Здесь необходимо пояснить, что ссылки на статью 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», наделяющую наркополицию таким правом, в настоящее время не состоятельны. Действительно, в этом федеральном законе есть норма о том, что "Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование". Правом направлять на освидетельствование закон наделяет органы дознания, органы, осуществляющие ОРД, следователей и судей. Однако это положение применяться не может, т.к. в той же статье закона сказано следующее: "Порядок медицинского освидетельствования лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции".
То есть закон допускает освидетельствование только в порядке, установленном названными в нем (законе) ведомствами. Такой порядок с 1998 года все еще разрабатывается. Нормативного правового акта на этот счет никакого нет. Закона об органах наркоконтроля также не существует. Права полиции в этой части на наркополицию также не распространяются. В соответствии со статьей 13 ФЗ «О полиции», сотрудники полиции вправе «направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении». Аналогичной нормы для наркополиции ни в одном законе нет. В законе «О полиции» прямо указывается на то, что статья 13 этого закона (о правах сотрудников полиции) на органы наркоконтроля не распространяется.
Поделиться