Консультация №2821
16.04.2011
Спрашивает Алексей
очень понравился Ваш сайт. прошу Вас дать совет как быть в моей ситуации. обвиняют по ч.3 ст. 30 п. "г" ч.3 ст. 228.1 УК РФ линию защиты выстраиваю сам, вот один из вопросов
Необходимо ли в постановлении о проведении ОРМ "проверочная закупка" указывать "закупщика???
Я думаю так:
При проведении проверочной закупки законодательство императивно устанавливает обязанность определить лиц уполномоченных ее осуществлять и что является самым главным, полномочиями могут обладать лишь те лица, которые указаны в постановлении. «Обезличенная форма» постановления дает широкие возможности для формирования «обвинительных» доказательств, что не соответствует принципам как в целом проведения ОРД, так и принципам уголовного судопроизводства.
В постановлении о проведении ОРМ «проверочная закупка» от 27.12.2010г. не указаны субъекты проведения ОРМ. Так, в акте проверочной закупке указано: гражданин Ш. приобрел психотропное вещество у парня по имени Алексей. Кто этот человек вообще не понятно, но, тем не менее, сбыт инкриминируют мне, хотя я никакого отношения к этому обстоятельству не имею. Важным обстоятельством является то, что в акте проверочной закупки мои данные были уже указаны, хотя как можно было заранее установить личность, у которой предположительно будут изыматься незаконные предметы. Напрашивается вывод о фальсификации.
Но самым главным является вопрос на каком основании в ОРМ мог участвовать гражданин Ш. Ранее (26.12.2010г.) Ш. сотрудники УФСКН задержали по подозрению в совершении преступления в сфере незаконного оборота психотропного вещества (амфетамин) и в этот же момент Ш. дает согласие (в целях исполнения гражданского долга и содействия УФСКН) участвовать в проведении ОРМ. Только вот согласие должно быть «добровольным», а в данном случае произошло искажение волеизъявления Ш. под угрозой наказания и возможно силовых методов воздействия на личность. Что мешало руководителю утвердить Ш. как субъекта ОРМ, негласным сотрудником он не являлся. Ш. был привлечен к ОРМ после совершения им преступления, и это не трудно доказать! В конечном итоге можно провести парадигму с небезызвестным высказыванием: «Было бы постановление, а человек найдется».
прав ли я??? прошу дать ответ..
Необходимо ли в постановлении о проведении ОРМ "проверочная закупка" указывать "закупщика???
Я думаю так:
При проведении проверочной закупки законодательство императивно устанавливает обязанность определить лиц уполномоченных ее осуществлять и что является самым главным, полномочиями могут обладать лишь те лица, которые указаны в постановлении. «Обезличенная форма» постановления дает широкие возможности для формирования «обвинительных» доказательств, что не соответствует принципам как в целом проведения ОРД, так и принципам уголовного судопроизводства.
В постановлении о проведении ОРМ «проверочная закупка» от 27.12.2010г. не указаны субъекты проведения ОРМ. Так, в акте проверочной закупке указано: гражданин Ш. приобрел психотропное вещество у парня по имени Алексей. Кто этот человек вообще не понятно, но, тем не менее, сбыт инкриминируют мне, хотя я никакого отношения к этому обстоятельству не имею. Важным обстоятельством является то, что в акте проверочной закупки мои данные были уже указаны, хотя как можно было заранее установить личность, у которой предположительно будут изыматься незаконные предметы. Напрашивается вывод о фальсификации.
Но самым главным является вопрос на каком основании в ОРМ мог участвовать гражданин Ш. Ранее (26.12.2010г.) Ш. сотрудники УФСКН задержали по подозрению в совершении преступления в сфере незаконного оборота психотропного вещества (амфетамин) и в этот же момент Ш. дает согласие (в целях исполнения гражданского долга и содействия УФСКН) участвовать в проведении ОРМ. Только вот согласие должно быть «добровольным», а в данном случае произошло искажение волеизъявления Ш. под угрозой наказания и возможно силовых методов воздействия на личность. Что мешало руководителю утвердить Ш. как субъекта ОРМ, негласным сотрудником он не являлся. Ш. был привлечен к ОРМ после совершения им преступления, и это не трудно доказать! В конечном итоге можно провести парадигму с небезызвестным высказыванием: «Было бы постановление, а человек найдется».
прав ли я??? прошу дать ответ..
Отвечает
- адвокат Ирина Хрунова
Здравствуйте.
Да, я согласна с Вашими выводами. Считаю, что оформление постановлений о проведении ОРМ в большинстве случаев происходит совсем не так, как требуется.
Обычно в постановлении о проведении проверочной закупки указывается следующее: «Провести ОРМ «Проверочная закупка» наркотического средства с участием гр-на (Закупщика) у молодого человека по имени Виктор (Вася, Петя и любое другое имя), который проживает на ул. Ленина, для чего выдать Закупщику деньги в сумме 1000 рублей. ОРМ провести силами сотрудников полиции». А если дом на ул. Ленина многоквартирный, а если молодых людей с таким именем несколько, а если продавец пользуется не своим именем, и еще много и много таких «если». Сотрудники милиции говорят, что невозможно указывать в постановлении полные данные лица, в отношении которого ведется ОРМ, например, продавца, потому что им быстрее надо проводить ОРМ и пресекать преступление. Я с этим не согласна, зачем это делать быстрее? Если человек действительно незаконно реализует наркотики, то ничего с ним и с его торговлей не произойдет в течение одних суток, зато эти сутки позволят сотрудникам милиции серьезнее подготовиться к ОРМ, грамотно подготовить документы, чтобы исключить возможность ошибок. Зачем указывать в постановлении «молодой человек по имени Виктор», когда можно с этим же закупщиком осмотреть дом и подъезд, и выяснить конкретный адрес проживания Продавца, запросить его данные у участкового уполномоченного милиции (с которым они, кстати, работают в одном ведомстве), в паспортном столе. Все эти действия также являются ОРМ и называются - наведение справок, отождествление личности, наблюдение, и они регулируются Законом об оперативно-розыскной деятельности. Выполнение данных действий приведет только к тому, что в постановлении будут указаны полные данные лица (ФИО, адрес), в отношении которого проводиться ОРМ. Однако, сотрудники полиции предпочитают писать «молодой человек по имени Виктор», не совершая никаких лишних действий. И пока суды будут закрывать на это глаза, сотрудники полиции будут продолжать это делать.
Я думаю, что если в постановлении нет фамилии человека (или еще каких-то персональных данных), в отношении которого проводиться ОРМ, то можно утверждать, что не указаны данные, по которым можно идентифицировать человека.
Согласно Закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Безусловно, согласие граждан на участие в ОРМ должно быть добровольное. Я так же, как и Вы, считаю, что выбор между «пойти под следствие» и «стать закупщиком» не является адекватным, и у суда такое участие должно вызывать вопросы. Однако, законодательно не закреплен подобный запрет на участие задержанного в иных ОРМ, поэтому это так распространено в нашей судебной практике.
Да, я согласна с Вашими выводами. Считаю, что оформление постановлений о проведении ОРМ в большинстве случаев происходит совсем не так, как требуется.
Обычно в постановлении о проведении проверочной закупки указывается следующее: «Провести ОРМ «Проверочная закупка» наркотического средства с участием гр-на (Закупщика) у молодого человека по имени Виктор (Вася, Петя и любое другое имя), который проживает на ул. Ленина, для чего выдать Закупщику деньги в сумме 1000 рублей. ОРМ провести силами сотрудников полиции». А если дом на ул. Ленина многоквартирный, а если молодых людей с таким именем несколько, а если продавец пользуется не своим именем, и еще много и много таких «если». Сотрудники милиции говорят, что невозможно указывать в постановлении полные данные лица, в отношении которого ведется ОРМ, например, продавца, потому что им быстрее надо проводить ОРМ и пресекать преступление. Я с этим не согласна, зачем это делать быстрее? Если человек действительно незаконно реализует наркотики, то ничего с ним и с его торговлей не произойдет в течение одних суток, зато эти сутки позволят сотрудникам милиции серьезнее подготовиться к ОРМ, грамотно подготовить документы, чтобы исключить возможность ошибок. Зачем указывать в постановлении «молодой человек по имени Виктор», когда можно с этим же закупщиком осмотреть дом и подъезд, и выяснить конкретный адрес проживания Продавца, запросить его данные у участкового уполномоченного милиции (с которым они, кстати, работают в одном ведомстве), в паспортном столе. Все эти действия также являются ОРМ и называются - наведение справок, отождествление личности, наблюдение, и они регулируются Законом об оперативно-розыскной деятельности. Выполнение данных действий приведет только к тому, что в постановлении будут указаны полные данные лица (ФИО, адрес), в отношении которого проводиться ОРМ. Однако, сотрудники полиции предпочитают писать «молодой человек по имени Виктор», не совершая никаких лишних действий. И пока суды будут закрывать на это глаза, сотрудники полиции будут продолжать это делать.
Я думаю, что если в постановлении нет фамилии человека (или еще каких-то персональных данных), в отношении которого проводиться ОРМ, то можно утверждать, что не указаны данные, по которым можно идентифицировать человека.
Согласно Закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Безусловно, согласие граждан на участие в ОРМ должно быть добровольное. Я так же, как и Вы, считаю, что выбор между «пойти под следствие» и «стать закупщиком» не является адекватным, и у суда такое участие должно вызывать вопросы. Однако, законодательно не закреплен подобный запрет на участие задержанного в иных ОРМ, поэтому это так распространено в нашей судебной практике.
Поделиться