Консультация №1712
16.05.2009
Спрашивает Анастасия
Здравствуйте, возможно, мой вопрос будет не новый, но тем не менее. Есть ли надежда, что в ближайшем будущем выйдет указ президента о зачислении срока содержания под стражей в СИЗО, как 1 за 1,5 года? Мой муж просидел в Сизо 4,5 года!
Отвечает
- завпунктом
Здравствуйте. Кратное исчисление срока содержания под стражей к сроку лишения свободы возможно только путем внесения изменений в статью 72 УК РФ, для чего должен быть принят соответствующий федеральный закон. Проект такого закона был внесен в Думу депутатом П.В.Крашенинниковым 20 июня 2008 года с положительным отзывом Правительства РФ и уже 26 июня того же года был рекомендован ответственным комитетом к принятию. На этом все остановилось. Вмешались неведомые силы.
Правда, внесенный в Думу законопроект не распространялся на осужденных, отбывающих наказание в колонии строгого режима, с чем также трудно было бы согласиться, т.к. условия СИЗО намного тяжелей строгого режима.
Хотя законопроект пока не принят, сам факт его внесения в Думу председателем Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и официальное одобрение его Правительством РФ может служить доводом при надзорном обжаловании приговора в части сокращения срока лишения свободы. Это тем более относится к таким вопиющим случаям как многолетнее содержание под стражей до приговора суда, как это было с Вашим мужем.
Если ему назначен общий режим, целесообразно в кассационной (если приговор постановлен недавно) или в надзорной жалобе прямо сослаться на пояснительную записку к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации", которую, вместе с законопроектом и отзывом Правительства РФ, мы размещаем на нашем сайте. При этом надо прямо писать, что закон пока не принят, но проект его уже поддержан Комитетом Государственной Думы и Правительством России. Можно сослаться и на поддержку проекта Уполномоченным по правам человека в РФ. Уместно прямо процитировать аргументацию проекта (из пояснительной записки). Цитирую:
"В соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по степени изоляции соответствуют самым строгим, примерно таким, как в тюрьмах. В следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, подозреваемые и обвиняемые размещаются в закрытых камерах и практически не имеют возможности для занятий каким-либо видом деятельности. В течение дня им предоставляется только часовая прогулка в прогулочном дворе.
В то же время большая часть подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, по приговору суда направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее.
Осужденные к лишению свободы в исправительных колониях общего режима проживают в общежитиях, имеют возможность длительное время находиться на свежем воздухе, заниматься трудом, получать образование или профессиональную подготовку, участвовать в спортивных и культурно-массовых мероприятиях.
<…> Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендацию Rec(99)22 относительно переполненности тюрем и чрезмерного увеличения контингента тюрем, в соответствии с которой в случае назначения судом наказания, не связанного с содержанием осужденного в камере, целесообразно засчитывать время, проведенное в местах содержания под стражей, в срок отбывания наказания с коэффициентом, большим единицы. Европейский Суд по правам человека при рассмотрении жалоб осужденных исходит из того, что условия содержания под стражей не должны быть строже условий отбывания назначенного судом уголовного наказания."
Правда, внесенный в Думу законопроект не распространялся на осужденных, отбывающих наказание в колонии строгого режима, с чем также трудно было бы согласиться, т.к. условия СИЗО намного тяжелей строгого режима.
Хотя законопроект пока не принят, сам факт его внесения в Думу председателем Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и официальное одобрение его Правительством РФ может служить доводом при надзорном обжаловании приговора в части сокращения срока лишения свободы. Это тем более относится к таким вопиющим случаям как многолетнее содержание под стражей до приговора суда, как это было с Вашим мужем.
Если ему назначен общий режим, целесообразно в кассационной (если приговор постановлен недавно) или в надзорной жалобе прямо сослаться на пояснительную записку к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации", которую, вместе с законопроектом и отзывом Правительства РФ, мы размещаем на нашем сайте. При этом надо прямо писать, что закон пока не принят, но проект его уже поддержан Комитетом Государственной Думы и Правительством России. Можно сослаться и на поддержку проекта Уполномоченным по правам человека в РФ. Уместно прямо процитировать аргументацию проекта (из пояснительной записки). Цитирую:
"В соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по степени изоляции соответствуют самым строгим, примерно таким, как в тюрьмах. В следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, подозреваемые и обвиняемые размещаются в закрытых камерах и практически не имеют возможности для занятий каким-либо видом деятельности. В течение дня им предоставляется только часовая прогулка в прогулочном дворе.
В то же время большая часть подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, по приговору суда направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее.
Осужденные к лишению свободы в исправительных колониях общего режима проживают в общежитиях, имеют возможность длительное время находиться на свежем воздухе, заниматься трудом, получать образование или профессиональную подготовку, участвовать в спортивных и культурно-массовых мероприятиях.
<…> Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендацию Rec(99)22 относительно переполненности тюрем и чрезмерного увеличения контингента тюрем, в соответствии с которой в случае назначения судом наказания, не связанного с содержанием осужденного в камере, целесообразно засчитывать время, проведенное в местах содержания под стражей, в срок отбывания наказания с коэффициентом, большим единицы. Европейский Суд по правам человека при рассмотрении жалоб осужденных исходит из того, что условия содержания под стражей не должны быть строже условий отбывания назначенного судом уголовного наказания."
Поделиться