1. Главная
  2. Консультации

Консультация №14199

29.10.2021
Спрашивает Д.

В статье 228 в чем разница между попыткой сбыта и приготовлением к сбыту.
Проведите примеры и как различать. Т.е. как перебить с ч.3 ст. 30 ук на ч.1 ст 30 ук В статье 228 в чем разница между попыткой сбыта и приготовлением к сбыту.
Проведите примеры и как различать. Т.е. как перебить с ч.3 ст. 30 ук на ч.1 ст 30 ук.

Отвечает
  • завпунктом

Здравствуйте.

Согласно статье 30 УК РФ приготовление к преступлению – это «приискание, изготовление или приспособление… средств или орудий совершения преступления … либо иное умышленное создание для совершения преступлений, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам». То есть применительно к статье 228.1 приготовление к совершению этого преступления может состоять в приобретении наркотиков в целях дальнейшего сбыта, установление криминальных связей, создание условий конспирации и т.п. Покушение же это «умышленные действия … , непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам». Применительно к статье 228.1 покушение может состоять, например, в прямой договоренности с покупателем, прибытием на место встречи с ним и подобных действиях, если в итоге совершивший эти действия был задержан. В таком упрощенном пересказе разница между приготовлением и покушением кажется довольно понятна. Но во многих случаях, при различных конкретных обстоятельствах грань между ними трудно различить. На практике же все упирается в измененную в 2015 году редакцию постановления пленума ВС РФ о делах по наркотикам. То, что с 2006 года квалифицировалось как приготовление, под давлением ФСКН было преобразовано в покушение. Это было сделано единственно из-за того, чтобы усилить ответственность, ведь за приготовление – не более половины срока, а за покушение – 3/4. Вот действующее толкование, данное Пленумом: «Если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает эти средства, вещества, растения, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства, вещества, растения приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств, веществ, растений».

До недавнего времени мы не находили в судебной практике ВС после 2015 года решений о переквалификации с части 3 на часть 1 статьи 30. Но Определением ВС РФ от 10.06.2020 № 26-УД20-2 по делу Хамчиева. Правда, мотивировано оно очень лаконично, но основное различие обозначено: «квалифицируя действия Х. по ч. 3 ст. 30 и п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, суд апелляционной инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют данные о совершении Х. действий, направленных на сбыт им кому-либо наркотических средств. При таких данных его действия следовало квалифицировать как приготовление к сбыту…».

На это Определение и надо ссылаться.

Поделиться