Консультация №14029
Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста.
Знакомый пытался совершить самоубийство, приняв смертельную (как он считал) дозу наркотика, который он получил самостоятельно из легального лекарства .
Но где-то ошибся и его спасли, сейчас он в психиатрической больнице.
Скажите пожалуйста, возможно ли привлечение его к уголовной или административной ответственности за факт получения этого наркотика? Заранее спасибо.
- завпунктом
Здравствуйте. Уголовная ответственность предусмотрена за изготовление наркотика (не для сбыта) в значительном и больших размерах. Но в данном конкретном случае дело скорее всего не будет возбуждено, потому что лекарство, о котором Вы пишете, легально и за его приобретение никакой ответственности нет. А вещество, которое этот человек изготовил из него, входит в Cписок III перечня наркотиков. Размер веществ этого списка в случае обнаружения их в смеси с другими компонентами определяется без учета входящих в смесь нейтральных компонентов. Поскольку вещество употреблено, сколько его было, установить невозможно. Даже если человек сказал, сколько именно у него ушло на изготовление, возбуждать уголовное дело по показаниям больного человека не имеет для следствия перспективы. Ему могло показаться, что он выпил больше, чем на самом деле. Любые же неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. Но если по излишнему усердию дело будет возбуждено, то вероятно он будет освобожден от ответственности в связи с невменяемостью в отношении совершенных действий и направлен на лечение.
Что касается административной ответственности за потребление и изготовление, то в данном случае этого тоже быть не должно. Согласно статье 2.8 КоАП не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать противоправности своих действий, либо руководить ими «вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики». Кроме того, целью совершенных действий было не наркотическое опьянение, а самоубийство, то есть вещество использовалось как яд, а не как наркотик.