1. Главная
  2. Консультации

Консультация №1357

28.10.2008
Спрашивает Марина
Доброе время суток! В 14 лет без моего согласия (но с согласия родителей) и под давлением завуча школы отвели в наркодиспансер, тк я наврала и сказала, что попробовала героин. Естественно, все анализы оказались отрицательными, тк наркотики я не употребляла и не употребляю. Врач сказал, что на учёт не ставит, но какое-то время надо понаблюдаться.
1, 5 года я ходила и сдавала анализы, беседовала с психологами и тд.
Потом звонки прекратились, и я подумала, что это дело закончилось.
Через 5 лет мне понадобилась справка на работу, мне в наркодиспансере сказали, что я состою на учёте, а глав врач сказала, что нужно снова ходить и сдавать анализы, беседовать и тд ещё год. У меня был срок 4 месяца беременности, справку они не дали, и я не устроилась на работу.
Вопрос:
1) законна ли такая постановка на учёт, если не было прецедента принятия наркотика.
2) возможно ли в судебном порядке немедленное снятие с учёта и выплата денежной компенсации за неполученную прибыль.
3) какими законами и нпа руководствовались врачи в этом случае?
Отвечает
  • завпунктом
Уважаемая Марина, в Вашем случае беззаконие на беззаконии. Но бороться с ним непросто.
По 1 и 3 вопросам:
Постановка граждан без их согласия на учет в наркологическом диспансере не соответствует законодательству независимо от того, принимали Вы когда-либо наркотики или нет.
Основным актом, на котором держится вся конструкция наркологического учета, является совместный приказ МВД и МЗ СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 "Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией". Данный документ применяться не может по двум причинам. Во-первых, он не соответствует законодательству. Во-вторых, он отменен:
приказом МВД России от 30 июня 2003 года № 492 "О неприменении нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР" приказ от 20 мая 1988 года был признан недействующим на территории РФ. Но руководство российской наркологии, по всей видимости, предпочитает полагать, что совместный приказ утратил силу для органов внутренних дел, но не для системы здравоохранения, т.к. якобы остается действующим нормативным правовым актом Минздрава.
Это не так, т.к. совместный приказ не мог вступить в силу, если был бы подписан только одной стороной. Равно отмена его одной из сторон прекращает его действие. Приказом 1988 года регулируются, в основном, вопросы двойного подчинения, прежде всего - взаимодействия органов внутренних дел и органов здравоохранения, что делает одностороннее действие этого акта невозможным.
Предусматривая учет граждан без их согласия, приказ от 20 мая 1988 года (даже если предположить, что он продолжает действовать) не соответствует статьям 33 и 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в которых указано, что медицинское наблюдение (разновидностью которого является учет) может осуществляться только добровольно, с согласия пациента: "Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ" (статья 33).
Под установленные статьей 34 Основ исключения из правила добровольного информированного согласия, т.е. под закрытый перечень случаев допустимости медицинского вмешательства без согласия пациента, употребление наркотиков и заболевание наркоманией не подпадают.
Необходимость учета наркозависимых оговаривается в статье 56 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", где указывается, что "порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции". Такой подзаконный акт, регламентирующий учет больных наркоманией, по настоящее время не принят. Хотя названная норма не действует, важно подчеркнуть, что закон, в отличие от Инструкции 1988 года, предусматривает исключительно учет больных наркоманией, а не всех лиц, допускающих или однажды допустивших употребление наркотиков.
По вопросу 2.
Что делать?
Думаю, самым правильным делом было бы оспаривание Инструкции 1988 года в Верховном Суде РФ. Если Вы, Марина, или кто-либо из посетителей нашего пункта, будучи жертвой наркоучета, решился бы для своего и общего блага рубить это дерево под корень, мы бы привлекли к процессу лучших юристов и сделали всё (всё, что можно), как говорится, "без Вас" (в том числе, по доверенности). Необходимо лишь, чтобы нормативным актом были нарушены права лица, обращающегося с жалобой. Таково требование статьи 251 ГПК.
Не буду углубляться в мотивировку судебного оспаривания. Размещать на сайте образец заявления в данном случае считаю неправильным, т.к., согласно ГПК, однажды проверенный судом и признанный законным нормативный акт не может проверяться повторно по тем же основаниям.
Если считать Инструкцию 1988 года подлежащей применению (а наркодиспансеры так и считают), то постановка на учет должна вестись в порядке, предусмотренном этим документом и другими уточняющими его ведомственными нормативами.
Инструкция устанавливает, что основанием для постановки на учет "является заключение врача психиатра-нарколога медицинского учреждения, подтверждающее диагноз "наркомания", "токсикомания" или установление факта потребления" наркотиков "без назначения врача с целью одурманивания". В то же время "отсутствие наркотических (одурманивающих) веществ в организме на момент освидетельствования при наличии других достаточно обоснованных сведений не может служить основанием для непостановки на учет" (на этом основании Вас на учет и поставили).
В зависимости от имеющихся у Вас доказательств того, что Вы не злоупотребляли наркотиками, может иметь смысл получить в наркодиспансере выписку из истории болезни (не исключено, что она фальсифицирована, и это можно будет доказать в суде). Вы вправе в письменном виде обратиться на имя главного врача с заявлением о предоставлении Вам выписки с информацией о диагнозе и об основаниях постановки на учет. При этом следует сослаться на статью 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, согласно которой предоставление такой информации по запросу пациента является обязанностью администрации медучреждения.
Отказ в предоставлении информации Вы можете обжаловать в суд.
Опять-таки исходя из совокупности доказательств, можно решать, обращаться ли в суд с иском к НД о снятии с учета и возмещении ущерба, как материального, так и морального. Доказывая неправомерность действий диспансера, уместно использовать доводы, изложенные в ответе на вопрос Андрея №1356, которые в данном случае совпадают с Вашей ситуацией, т.е. руководствоваться Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704.
Согласно Инструкции, утвержденной этим Приказом, лечащий врач-нарколог должен был определить график (частоту) посещений НД.
Если бы Вы скрывались или уклонялись от явки по приглашениям, диспансер должен был обратиться к милицию на предмет установления Вашего местонахождения. Согласно Инструкции, "когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения - данный больной снимается с диспансерною учета. <…> Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке."
Коль скоро наркодиспансер не исполнил своих обязанностей, в том числе не известил Вас о постановке на учет (нахождении на учете), не обеспечил доведение до Вашего сведения установленного врачом графика посещений, ограничение Ваших прав со стороны НД (т.е. признание Вас состоящей на учете) не основано на законе и нарушило Ваши права.
Поделиться