1. Главная
  2. Консультации

Консультация №13071

20.08.2019
Спрашивает А.

Здравствуйте! Очень сложно с чего-то начать... А еще сложнее изложить суть, когда необходимо описать происходящие события, после обвинения моего мужа в 2016 году в покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1). Но, я постараюсь...
В 2018 году Ленинский районный суд г. Омска приговорил моего мужа к 8,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Он не являлся подсудным данного суда, о чем заявлял изначально, так как "преступление" было совершенно в Тюмени. Он вообще ходотайствовал о суде присяжных.
Все два года пребывания в СИЗО в разных городах, он заявлял о преступлениях оперативных сотрудников, о фальсификации материалов уголовного дела, о провокации ( его остановили на посту ДПС и подкинули муляж наркотика в салон автомобиля). Сами наркотики были найдены в Екатеринбурге. Их откопал "покаявшийся" наркокурьер и принес лично в руки сотрудникам, ожидавшим его возле обочины дороги. Это было установлено в суде, но об этом не было ни единого слова в результатах ОРМ ( там три сотрудника лично, по фото в телефоне этого самого наркокурьера, нашли 1 кг. производного н - метилэфидрона). Особенно "порадовало" заключение экспертов, в выводах которых указано: данное вещество содержит производное н - метилэфидрона. Какое вещество? Какова масса этого вещества? Эти вопросы останутся без ответа, не смотря на более чем 20 заявленных ходотайств о повторной экспертизе.
Экспертиза нетбука, найденного в салоне автомобиля моего мужа, покажет, что файл с описанием места закладки, появится спустя 15 минут после его задержания! Но это не помешает судье в приговоре ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что он мог получить эту информацию иным способом. В файле будет содержаться ссылка, которую спустя несколько дней скачает оперативный сотрудник, точно осведомленный, что если этого не сделать, то ссылка исчезнет из файлообменника. Для этого даже истребуют опечатанный нетбук у следователя. Ну, и ещё, чтоб установить "всех лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков". Далее будет переписка этих сотрудников несколько дней, которая ни к чему не приведет...
В ходе судебных разбирательств также будет установлено, что оперуполномоченный, цитирую" лично осматривавший автомобиль" мужа, осужден к 11,5 годам за кражу и сбыт наркотиков, понятой, присутствующий при изъятии закладки в Екатеринбурге, осужден к 3 годам за употребление наркотиков и в его приговоре будет в качестве смягчающих обстоятельств то, что он активно способствовал раскрытию преступлений по личным убеждениям и уже много лет сотрудничал с полицией. Еще один понятой в суде заявит, что он не участвовал при создании муляжа, а вместо этого вспомнит, что в действительности один раз он был приглашен сотрудниками для изъятия чего-то, что упаковали в конверт. Да и сами сотрудники подтвердят, что муляж сделали в отделе в Екатеринбурге и привезли его в Тюмень, хотя в Протоколе создания муляжа будет указан тот злополучный пост ДПС и время создания 8:30. Время задержания мужа 22:10... Но и это всё не важным окажется, когда всплывет факт того, что по постановлению о возбуждении уголовного дела, после обнаружения закладки в Екатеринбурге, будет осужден уже человек и тот самый наркотик, вменяемый мужу, будет уничтожен по этому делу за полгода до наших судебных разбирательств. То есть, постановление есть, человек осужден, в официальном заключении мужа, его обвиняют в том, что он поднял муляж, но уголовное дело против него не возбудили, а осудили по ксерокопии того, кто уже осужден.
Вопрос : как с этим со всем бороться? Апелляция оставила всё без изменений. (Примечательно то, что один из трех судей Облсуда был с той же фамилией, что и "наша" судья.) Печально и то, что ЕСПЧ также не стал рассматривать нашу жалобу.
Отвечает
  • завпунктом
Здравствуйте. Как я понимаю, кассационные инстанции вы еще не проходили. Что касается ЕСПЧ, то отказ в коммуницировании жалобы окончателен и бесповоротен. ЕСПЧ не мотивирует свой отказ. Поэтому надо искать справедливости в национальных судебных инстанциях.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 15 июня 2006 года №14 (с последующими изменениями), «имея в виду, что для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее или ядовитое, новое потенциально опасное психоактивное), их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки… требуются специальные знания, суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов» (пункт 2). Очевидно, что данные, необходимые для обоснования обвинения, характеристики и качества вещества, не могут быть определены по фотографиям. Так что это первое, на что нужно ссылаться в жалобе.
Второе принципиально важное основание обжалования – недоказанность совершения Вашим мужем вмененных ему действий. Согласно части 4 статьи 14 УПК обвинительный приговор не может быть основан на предположениях. Не буду перечислять здесь выводы суда об обстоятельствах, лишь предположительно допускающих виновность обвиняемого. При этом одинаково незаконно делать вывод о совершении преступления и в случае, если якобы сбытый наркотик был передан свидетелем, и в случае установления его наличия по фотографии.
Мне кажется не лишенной перспективы также подача заявления о возобновлении производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Но идти по этому пути целесообразно только в случае, если, как Вы пишете, факт того, что по постановлению о возбуждении уголовного дела, после обнаружения закладки, был осужден уже человек и тот самый наркотик, вменяемый мужу, был уничтожен по этому делу за полгода до судебных разбирательств по вашему делу. Если это произошло после приговора по вашему делу, тогда есть смысл подавать заявление в прокуратуру субъекта РФ по месту рассмотрения дела о возобновлении производства. Что касается осуждения оперативника, работавшего по делу Вашего мужа, то этот факт, к сожалению, не признается, как правило, новым и не признается вновь открывшимся обстоятельством, так как сотрудник полиции был осужден за совершение других преступлений, а не за фальсификацию в отношении Вашего мужа. Однако если производство по делу будет возобновлено или кассационная жалоба передана на рассмотрение соответствующей инстанции, об этом обстоятельстве (осуждение оперативника) можно говорить в судебном заседании.
Совпадение фамилии судей первой и апелляционной инстанций может быть случайным, и само по себе это ничего не значит. Но если получится подтвердить их родство, что, в принципе, возможно по запросу адвоката, то это – важное обстоятельство, поскольку согласно статье 61 УПК «судья, прокурор, следователь, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он… является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу».
Следующая консультация:
Поделиться