Доводы защиты не были услышаны, но были хотя бы выслушаны - меня допустили как защитника наряду с адвокатом.
Мы оспаривали квалификацию приобретения и перемещения по месту жительства частей растений, содержащих кокаин и мескалин, как покушения на их сбыт. Такая квалификация была основана на вердикте присяжных о том, что приобретение и хранение совершены Даниэлем с целью дальнейшей реализации этих растений. Но если была только цель - это приготовление к преступлению, а не покушение на него. Ничего хитрого, очевидные положения общей части уголовного кодекса. Судить за покушение при таких обстоятельствах также нелепо, как если бы за хранение оружия с целью кого-то убить судили как за покушение на убийство. Когда же дело касается "наркотиков", то общая часть УК будто перестает действовать. Правда, есть исключения.
Мы ссылались на определение ВС по делу Хамчиева, которому при схожих обстоятельствах те же судьи недавно переквалифицировали сбыт с покушения на приготовление. В ответ председательствующий судья Верховного Суда Абрамов отметил, что на это решение ссылаться неуместно, так как оно было принято по представлению прокуратуры, и "нам некуда было деваться". Оказывается, cудам можно правильно применять уголовный закон только если об этом просит прокуратура. Вот так.
Доводы о неправильной оценке степени общественной опасности, о том что культурные особенности должны учитываться судами, что растения были непригодны для получения наркотического опьянения и содержали лишь около 0,1 % наркотических средств по заключению специалистов, которое ничем не опровергнуто - все это было судьям не интересно. Судьи посчитали справедливым наказание Даниэля, которое было почти максимальным из возможных (по части 3 статьи 228.1 УК с учетом ч. 3 ст. 66 и ч. 1 ст. 65 УК не могло быть назначено более 7,5 лет).
Даниэль сидит уже почти 5 лет за то, что по традициям коренных народов Перу, с которыми он связан и по происхождению и по жизни, он использовал в своих практиках растения Кокаиновый куст и Какус Сан Педро. Антропологи, в частности, член-корр РАН Арутюнов, разъясняли, что при традиционном использовании эти растения не опасны для здоровья населения. Но суд отверг их заключение и сказал, что "культурные особенности" его не интересуют.
Практически последняя надежда на смягчение наказания для Даниэля утрачена. Но будем бороться дальше - пытаться добиться замены наказания на более мягкое при исполнении приговора и УДО.
Свободу Даниэлю Диас-Струкову!
Подробнее о деле Даниэля Диас-Струкова можно прочитать на Би-би-си в статьях Амалии Затари
"Кровь дракона". Перуанского целителя частично оправдали в Москве по делу о наркотиках" / 26.02.2020
"Кровь дракона" или "съеденный мозг"? Как в России судят любителей перуанской медицины / 18.12.2019