На общественное обсуждение представлены три проекта федерального закона:
1) поправки в ст. 79 УК об исчислении сроков УДО с начала срока при замене лишения свободы принудительными работами;
2) поправки в ст. 80 УК, которые увеличивают с 1/2 до 2/3 срок, после которого осужденные за особо тяжкие преступления могут просить о замене лишения свободы на принудительные работы;
3) поправки в ст. 78 УИК, которые предусматриваю уменьшение срока до возможности просить о переводе из колонии строгого режима в колонию-поселение для всех осужденных, за исключением осужденных за оборот наркотиков.
Только первый из названных законопроектов заслуживает безусловной поддержки. Две другие инициативы приведут к тому, что у осужденных к лишению свободы за наркотики будет еще меньше шансов добиться хоть какого-то улучшения своего положения.
Уже сейчас осужденным по 228-м статьям приходится значительно хуже, чем остальным. Совершившие наркопреступления демонизируются законодателем так же, как осужденные за терроризм и сексуальные преступления в отношении детей. Их дискриминируют в сроках УДО, в зачете срока содержания в СИЗО. Нет никаких разумных оснований для такого различия в отношении к этой категории осужденных, но Минюст продолжает настаивать на нем.
Осужденные за наркотики стали уже самой многочисленной категорией осужденных. Тысячи людей каждый год отправляют в колонии строгого режима за сбыт наркотиков на огромные сроки — более 10 лет лишения свободы[1]. Большинство из них – «закладчики» в возрасте от 18 до 25 лет, осужденные по ч. 3 и ч. 4 ст. 228.1 УК, как правило, за впервые совершенное преступление.
Необходимо добиваться расширения возможностей УДО и смягчения положения для осужденных за наркотики. Но вместо этого Минюст предлагает дальше дискриминировать и гнобить этих людей, лишая их возможности даже просить о замене наказания на принудительные работы и переходе на колонию-поселение, пока они не просидят много, много лет.
Необходимо выступать против этих законопроектов в их репрессивной части.
Нельзя признать обоснованным лишение осужденных за особо тяжкие преступления возможности просить о замене наказания на принудительные работы через пол срока. Такая возможность появилась у этой категории осужденных только в 2019 году. Возможно, корректировки требует практика применения ст. 80 УК по замене наказания на более мягкое, если в исправительные центры переводят «неоднократно судимых лиц криминальной направленности», как это указано в пояснительной записке к законопроекту. Но почему другие осужденные, в частности, десятки тысяч "закладчиков" в возрасте от 18 до 25 лет, которые впервые совершили преступление, не должны иметь право на замену наказания более мягким по половине срока?
Принять участие в общественном обсуждении данных законопроектов можно на сайте regulation.gov.ru. И чем больше будет мотивированной критики предлагаемых поправок в ст. 80 УК и 78 УИК, тем лучше. Нужно добиваться того, чтобы эти законопроекты были приняты в менее репрессивной редакции.
[1] По данным судебного департамента при Верховном Суде РФ только за первое полугодие 2021 года за сбыт наркотиков осуждено более 4 тысяч людей в возрасте до 29 лет. В 2020 году – более 7 тыс. человек. Примерно 91 % из них получают реальные сроки. Сроки свыше 10 лет в 2020 году были назначены более 1 тысяче человек, в первом полугодии 2021 г. – более 500 человек.
Мой комментарий к предложениям Минюста для Коммерсанта —https://www.kommersant.ru/doc/5052868.