Станислав защищал противостоящих власти. Он выступал на стороне потерпевших от властного произвола: избитых ментовскими дубинками в Элисте, в Благовещенске, в Сокольниках.
Он защищал независимых журналистов, гражданских активистов, антифашистов, правозащитников.
Маркелову была близка и интересна концепция нашего сайта. Он участвовал в дискуссиях о том, как лучше организовать правовые консультации в сети по вопросам столкнувшихся с наркотиками. Предполагалось, что Маркелов будет одним из консультантов пункта правовой помощи на hand-help. Переизбыток дел в разных частях страны не позволил ему осуществить это намерение.
Противостоя насилию и злоупотреблениям властью в милиции, армии, колониях, Стас Маркелов защищал и жертв наркоконтроля. Став адвокатом Ирины Батуриной по знаковому "огородному делу" после того, как ей, московскому преподавателю, был вынесен обвинительный приговор (на дачном участке Батуриной в Смоленской области вырос дикорастущий мак), Маркелов добился пересмотра дела и оправдания своей подзащитной.
Маркелов был защитником по "белорусскому делу". Александр Чечуров и Сергей Лагун попали под каток наркополиции за "контрабанду" таблеток от кашля, продающихся в Беларуси без рецепта.
Маркелов вытаскивал задержанных участников незаконно запрещенного Конопляного марша.
Не знаю, были ли у него дела, в которых он был бы только наемным профессионалом. Всегда (может быть, почти всегда) Стас представлял ту сторону, позицию которой разделял или которую рассматривал как жертву политического преследования. Невозможно представить Маркелова в роли адвоката Буданова, или Кадета-Лапина, или благовещенских полицаев. Хотя все они, как и вообще все обвиняемые, имеют полное право на квалифицированную адвокатскую помощь. Но Маркелов был неправильным адвокатом.
Профессия была для него правозащитным деланием и политическим действием. Социалист, в живом смысле этого слова, Маркелов становился политическим бойцом национального масштаба.
Станислав не боялся пуль. Незащищенный защитник, он противостоял множеству привыкших пытать, избивать и убивать, коллективному полковнику буданову - разложившейся, бесчеловечной, антинародной массе бывших и нынешних силовиков.
Он являл собой редкое сочетание адвоката, правозащитника и политика. Это был надежный, не сдающийся человек.
Лев Левинсон
Опубликовано на Hand-help.ru в январе 2010 года.