1. Главная
  2. Блоги
  3. Трибуна консультантов

100 млрд на преследование наркопотребителей

  • юрист Арсений Левинсон
05.04.2021

В марте 2021 г. аналитический отдел журнала The Economist опубликовал результаты исследования «Наркополитика в Восточной Европе и Центральной Азии: экономические, медицинские и социальные последствия» (в конце прошлой недели опубликован на русском языке). На примере Белоруссии, России, Казахстана и Киргизии показано, что сэкономленные в результате декриминализации наркопотребления средства помогут за 20 лет остановить эпидемию ВИЧ.

Комментируя данное исследование, я собрал лежащие на поверхности данные, которые свидетельствуют о том, что расходы, связанные с криминализацией наркопотребления, не ограничиваются только расходами на тюремное содержание. Помимо содержания заключенных государство тратит колоссальные ресурсы на работу с этими преступлениями с момента их регистрации и до отправки человека в колонию. Создана огромная полицейская структура в системе МВД (управление по контролю за оборотом наркотиков), множество других сотрудников задействовано в преследовании наркопотребителей — патрульные, участковые, сотрудники Росгвардии, эксперты и т. д., содержится огромный штат прокуроров и судей, которые завалены делами по 228.

Ежегодно в России регистрируется около 850 – 900 тысяч человек, совершивших преступления. Из них 83 – 85 тысяч человек привлекаются за преступления, связанные с наркотиками. То есть среди всех выявленных полицией людей, совершивших преступления, привлекаемые за наркотики составляют около 10 % (по данным портала правовой статистики Генпрокуратуры).
Подавляющая часть этих преступлений, касаются поведения, связанного с употреблением наркотиков – их хранения, приобретения для собственного употребления или социальный сбыт небольшого количества наркотиков (до 0,5 или нескольких грамм, в зависимости от вещества).
При этом суды ежегодно осуждают примерно 600 тысяч человек. Из них за наркотики осуждается примерно 80 тысяч человек, то есть 13 % всех уголовных дел, рассматриваемых судами (по данным Судебного департамента).

Из судебной статистики при этом видно, что из 81 тысячи человек – более 80 % дел касается либо хранения наркотиков для собственного употребления (59 тыс. чел.), или сбыта незначительного количества наркотиков (6,5 тыс. чел.), что как правило указывает на социальный сбыт.

Примечательно, что до суда доходит почти ровно столько же людей, привлекаемых за наркотики, сколько выявляется (регистрируется) полицией. Конечно, это количество зарегистрированных людей не отражает реальные масштабы задержанный за наркотики, когда наркопотребитель хранивший наркотики, отпускается по коррупционным причинам. Их во много раз больше. Но это другая тема.

Декриминализация хранения, приобретения наркотиков без цели сбыта, а также выведение совместного употребления из-под действия статьи за сбыт наркотиков, позволит сократить нагрузку на полицию, допустим, на 8 %. за счет уменьшения количества дел, находящихся в производстве, что закономерно приведет к сокращению расходов вследствие сокращения штата сотрудников и всех связанных с этим организационно-материальных расходов.

Бюджет МВД в России в 2020 году составлял 1 триллион рублей (Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 380-ФЗ), то есть сократив его на 8 % можно сэкономить 80 миллиардов рублей. К этому также следует прибавить 8 % от бюджета прокуратуры (7,9 млрд) и бюджета судов (17,5 млдр). Итого экономия более 100 млрд руб. в год только на уголовное преследование наркопотребителей. Это без учета расходов на тюремное заключение наркопотребителей, которые составляют 29 % от всего тюремного населения. Об этих расходах подробно написано в исследовании аналитического отдела журнала The Economist.
Правоохранительная система обходится нам очень дорого, в значительной степени в результате масштабного уголовного преследования наркопотребителей.

При этом на наркологическую помощь государство тратит копейки. Например, на ведомственную программу Минздрава по совершенствованию системы наркологической помощи и помощи больным с психическими расстройствами в бюджете на 2019 г. выделяется 5,4 млрд руб. Бюджет Минздрава в целом на всю систему здравоохранения — 503 млрд руб., то есть 100 млрд — это 1/5 от всего федерального бюджета здравоохранения.

При перераспределении 100 млрд от полиции, прокуратуры на здравоохранение и социальную защиту, очевидно, возможно финансирование и механизма перенаправления наркопотребителей в медико-социальные организации на программы снижения вреда, лечения с реабилитацией. Еще останется на лечение ВИЧ, туберкулеза и гепатитов. И при таком расходовании ресурсов будет действительно достигаться цель охраны здоровья населения от последствий злоупотребления наркотиками, которая сейчас решается почему-то практически только полицией.

Такой вот очень простой расчет. Конечно, я не экономист и не специалист по бюджетной политике, поэтому расчеты не вполне корректны. Это не исследование, а скорее приблизительная оценка. Понятно, что МВД, прокуратура и суды занимаются не только уголовными делами, и 10 % всех выявленных «преступников» не значит, что на это тратится 10 % всего бюджета. Может больше, а может и меньше. У нас нет точных данных по всем расходам по разным направлениям деятельности МВД и других органов, но примерная оценка в 10 % на уголовные дела по наркотикам — думаю, близка к истине. Такими общими цифрами можно проиллюстрировать соотношении ресурсов, которые государство тратит на уголовные репрессии в отношении наркопотребителей и на оказание им социально-медицинской помощи.

Поделиться