1. Главная
  2. Блоги
  3. Колонка руководителя

«Слово «входить» заменить словом «проникать» (из последних поправок в закон о полиции)

21.12.2021

Принят закон об изменениях ФЗ «О полиции»

Новый текст значительно расширяет полномочия полиции, в основном силового, репрессивного характера.

Внесенные поправки можно разделить на три смысловых группы.

Во-первых, это дополнительные основания для применения насилия – как через новые допущения такового, так и путем замены точных определений расплывчатыми и двусмысленными.

Новое право полиции, которого раньше не было – вскрытие транспортных средств. Поводы для этого разнообразны: от спасения человеческой жизни до незамедлительного пресечения административного правонарушения и туманного «установления обстоятельств несчастного случая».

Имевшееся в законе право полиции блокировать в определенных случаях «участки местности» заменено на блокирование «территорий». Поводом для этого становится «наличие оснований полагать», что на территории, которую зачем-то велено заблокировать, «готовится, совершается (совершено) преступление». Ясно, что Москва, например, в пределах Садового кольца, это не локальный участок местности, а целая территория. Теперь ее можно заблокировать, а значит проводить досмотр пешеходов и водителей, всех подряд или выборочно, или вовсе их не пропускать. И можем не сомневаться – в центре Москвы наверняка готовится какое-нибудь преступление (информация о котором, конечно, засекречена, но попробуй докажи обратное).

По поводу досмотра. Раньше осуществлять досмотр граждан и находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств допускалось «при наличии данных» о том, что граждане имеют при себе оружие, наркотики и другие запрещенные предметы. Теперь же такой досмотр полиция может осуществлять не «при наличии данных», а «если имеются основания полагать». Основания полагать всегда найдутся, так как расположены в сознании полицейского, тогда как данные – это реальные обстоятельства.

Второе. Функционал полиции в отношении административных правонарушений все ближе приближается к аналогичным функциям по борьбе с уголовной преступностью. В обязанности полиции входит теперь не только пресечение, как это было, но еще и выявление административных правонарушений. Казалось бы, очевидно: основное отличие КоАП от УК в том, что административно-наказуемые действия представляют собой меньшую опасность и влекут меньшую ответственность. В КоАП (в отличие от УПК) нет обязанности «административного преследования» «в каждом случае», нет в нем статуса подозреваемого, нет судимости. «Выявлять» же правонарушения можно до бесконечности, если иметь целью оштрафовать всех, переходящих на красный свет, всех употребляющих наркотики, всех, пришедших на демонстрацию.

То же относится и к изменениям, касающимся административного задержания. Одно дело, когда сотрудник полиции не представляется, не показывает удостоверения и не разъясняет права при необходимости незамедлительного пресечения преступления. Но то же самое новым законом допускается и при пресечении правонарушения.

Третья группа поправок касается статуса сотрудника полиции. И здесь почему-то исключаются почти полностью две статьи: часть 1 статьи 27 и части 1 и 2 статьи 28 закона. А это весьма важные и нужные статьи.

Из закона исключаются обязанности сотрудника полиции как гражданина, наделенного полномочиями, в том числе по применению узаконенного насилия. Среди вычеркнутых обязанностей - обязанность знать и соблюдать Конституцию и законы, проходить регулярные проверки этих знаний; выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей; не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Это и многое другое было в статье 27.

Из статьи 28 исключены право сотрудника полиции на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей, право вносить предложения о совершенствовании деятельности полиции, право знакомиться со своим личным делом, право на дополнительное профессиональное образование и много других, в основном оправданных, прав. Некоторые из них есть в других законах (право на отдых, пенсии и т.п.), некоторые законодательно были закреплены только в ФЗ «О полиции».

В законопроекте, внесенном правительством, эти изъятия не предполагались. Они появились ко второму чтению. Текст второго чтения, то есть по существу окончательный, сильно отличался от первоначального (что-то было изъято, что-то добавлено). И вся эта переделка была оформлена одной поправкой, так что вытащить, например, и поставить на отдельное голосование только поправки по статьям 27 и 28, было невозможно. Судя по стенограмме, никто в зале не понимал, что в результате получилось и за что голосовали. Изъятие из закона обязанности знать и соблюдать Конституцию и регулярно подтверждать это на экзаменах оказалось среди поправок «юридико-технического характера».

Поделиться