5 апреля 2016 года вступает в силу приказ Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н, утвердивший порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией
Приказ от 30 декабря 2015 года № 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" опубликован на Pravo.ru 25 марта. Вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
И надо сказать, мутная юридическая вода, в которой существовал четверть века наркоучет, стала заметно светлее. Наверное, в приказ можно было включить много хорошего, особенно с наркологической точки зрения (не берусь судить), но с точки зрения права, прав человека ничего ухудшающего по сравнению с нынешним положением обнаружить не удалось. Напротив, есть изменения в лучшую сторону.
До сего дня система наркоучета регулировалась двумя приказами Минздрава СССР: от 12 сентября 1988 года № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" и совместным с МВД СССР от 20 мая 1988 г. № 402/109 "Об утверждении инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией". Второй приказ действовал или нет — сказать сложно, Консультант + отмечал его как действующий. Но МВД РФ отменило его более 10 лет назад. Новым приказом утверждены два документа — о порядке оказания наркологической помощи в целом и о диспансерном наблюдении отдельно.
Наиболее значимы, как видится, следующие положения приказа.
Наркоучет в прежнем виде отменяется. Вместо него вводится «диспансерное наблюдение … за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю "психиатрия-наркология" (пункт 1 Порядка диспансерного наблюдения..). В примечании к этому пункту указывается, что наркоманию следует в данном случае понимать в соответствии с понятием, содержащимся в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». Данный закон определяет наркоманию как «заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества» (статья 1).
Далее новый порядок содержит ссылку на МКБ-10 — Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр). В МКБ-10 , в группе психических расстройств, имеется раздел «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ». Эта группа болезней перечисляет различные виды злоупотребления (немедицинского употребления) различными психоактивными веществами. Независимо от вида вещества стадия злоупотребления им определяется кодом. Так вот «синдром зависимости» имеет код F1х.2, а «пагубное злоупотребление» - F1х.1. При этом в МКБ-10 указано, что наркомания является одной из форм синдрома зависимости (всего МКБ-10 определяет 3 формы зависимости от психоактивных веществ — хронический алкоголизм, дипсоманию, наркоманию). Таким образом употребление с вредными последствиями, то есть пагубное употребление, как называется это в МКБ-10, не является наркоманией.
Иными словами, под диспансерное наблюдение могут быть поставлены как больные наркоманией, у которых диагностирован синдром зависимости, так и иные лица, обратившиеся за наркологической помощью, у которых не выявлен синдром зависимости, но которые допускают пагубное потребление психоактивных веществ и нуждаются в профилактическом наблюдении врача психиатра-нарколога.
Основной вопрос - страдает ли пациент синдромом зависимости — решает врач.
Целью диспансерного наблюдения является подтверждение стойкой ремиссии. Если пациент, у которого диагностирована наркомания, отказывается от диспансерного наблюдения, он остается со своим диагнозом. Это чревато тем, что ему, не будет выдано подтверждение отсутствия у него наркологического заболевания, если такая справка понадобится ему в связи с получением водительских прав, оформления опекунства, усыновления, разрешения на работу с детьми, на работы, связанные с повышенной опасностью, на ношение оружия и в других подобных случаях.
Исключается постановка под диспансерное наблюдение без согласия и без ведома гражданина, как это происходило десятилетиями с наркоучетом. Согласно новому порядку диспансерное наблюдение «организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"» (п. 5 Порядка диспансерного наблюдения).
Вместо 5 лет учета, как это было раньше, диспансерное наблюдение больных с подтвержденной стойкой ремиссией составляет теперь для пациентов с диагнозом «синдром зависимости» 3 года. Для имеющих диагноз «употребление с вредными последствиями» (нынешний профилактический учет) остается прежний один год.
Кроме того, Порядок диспансерного наблюдения устанавливает, что решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом в случае письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения. Это соответствует Конституции, которая не предусматривает обязанности граждан подвергаться медицинскому вмешательству. Но не известно, как это будет работать. Не ясно также, почему решение о прекращении диспансерного наблюдение при осуждении к лишению свободы на срок более одного года принимает врач, а при невозможности «обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры» решение принимает врачебная комиссия.
Итак, основное. Приказом Минздрава № 1034н диспансерное наблюдение обусловлено согласием (письменным заявлением) пациента, оно может быть прекращено в любой момент в случае отказа , а срок, необходимый для подтверждения стойкой ремиссии, снижен с 5 лет до 3.