Стало доступно, хотя нигде официально не опубликовано (в том числе и на официальном сайте КС), Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2008 года N 79-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Амосова Константина Александровича, Фирта Арнольда Михелевича, Ядрихинского Дмитрия Васильевича и Яковлевой Яны Викторовны на нарушение их конституционных прав статьей 234 Уголовного кодекса Российской Федерации".
В поданной в КС жалобе граждан, подвергшихся уголовным репрессиям за оборот сильнодействующих и ядовитых веществ, была заявлена позиция о недопустимости уголовного преследования за оборот веществ, критерии которых законом не определены и списки которых утверждались в то время ПККН — некоммерческой организацией, неправомочной принимать нормативные правовые акты.
На невозможность применения статьи 234 указывали не только судимые и осужденные по ней, не только правозащитники, но и Правительство РФ, внесшее в Думу законопроект о дополнении этой статьи примечанием (ныне это Федеральный закон от 4 ноября 2007 года №.252-ФЗ). Согласно новому закону, Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер для сильнодействующих утверждаются теперь Правительством.
В пояснительной записке к проекту Правительство указывало: "Установление перечней каких-либо веществ для целей привлечения к уголовной ответственности сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, в связи с чем утверждение таких списков некоммерческой организацией не соответствует требованиям статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В настоящее время (т.е. на момент внесения законопроекта — Л.Л.) привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ, фактически невозможно, поскольку иного перечня указанных веществ в целях привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 234 УК России, кроме Списков ПККН, не имеется."
Поскольку, несмотря на приведенные аргументы, статья 234 УК все эти годы широко применялась наркоконтролем и ни в чем не повинные люди получали условные и реальные сроки, была надежда, что Конституционный Суд расставит все по местам.
Когда готовилась одна из жалоб, по которым принято Определение КС, высказывались опасения, что обращаться в КС при нынешнем его составе не только бессмысленно, но и вредно. В нынешнем виде КС готов признать конституционным все, что угодно кремлевским хозяевам (запрет референдумов, 122-й закон, издевательства над избирательным правом, наказание трупов и т.д.).
Хотели, как лучше, а вышло, как всегда.
Поперек Конституции, прибегнув к шулерским приемам, КС легализовал все уголовные преследования по статье 234, происшедшие до вступления в силу правительственных Списков. Заодно получил признание и восстановлен из тлена ПККН академика Бабаяна, на чьи экспертизы не рискнул сослаться даже Верховный Суд, принимая в 2006 году новое постановление Пленума по делам, связанным с наркотиками (в аналогичном постановлении 1998 года имелась ссылка на рекомендации ПККН).
Определение от 7 февраля 2008 года — это диагноз конституционному правосудию в РФ. КС окончательно превратился в правоохранительный (в полицейском смысле) орган. Дошло до того, что справедливость и равенство перед законом и судом трактуется в этом злокачественном Определении как неотвратимость наказания: восстановление конституционной истины признано недопустимым на том основании, что в таком случае кто-то оказался бы не наказанным.
Притянуто за уши правительственное Постановление от 3 августа 1996 года № 930, имеющее четко определенный прикладной характер (им утверждена номенклатура сильнодействующих и ядовитых веществ для целей ввоза и вывоза). Порядок перемещения через границу определенных препаратов, растворителей и т.п., содержащий их перечень, не может рассматриваться как список запрещенных к обороту веществ. Критерии для ввоза и вывоза веществ, характеристики которых законодательно не определены, могут не совпадать с признаками веществ, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность.
При всем том, как ни ругай КС, решение его окончательно и обжалованию не подлежит. Генералы ФСКН выиграли эту партию. Положен конец попыткам реабилитации осужденных и еще обвиняемых сегодня по Спискам ПККН.
Уголовное преследование по статье 234 УК прекращается лишь в отношении тех, кто был привлечен к ответственности за оборот веществ, не включенных в правительственные Списки (этиловый эфир, толуол и др.).
Конституционный Суд РФ: под диктовку наркоконтроля
25.03.2008