1. Главная
  2. Блоги
  3. Колонка руководителя

Конституционный Суд: представлять интересы осужденного в стадии исполнения приговора вправе не только адвокаты

28.03.2009

Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2008 года № 373-О-О появилось на сайте КС и в системе "КонсультантПлюс" еще осенью прошлого года, но осталось незамеченным. Между тем, оно имеет большое значение для заключенных и их родственников.
Суть дела в следующем. Суд, рассматривавший ходатайство осужденного Олейникова об УДО, не допустил к участию в судебном заседании его мать, которая осуществляла его защиту при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции. При этом суд сослался на часть четвертую статьи 399 УПК, согласно которой осужденный в ходе рассмотрения судом вопроса об УДО может осуществлять свои права с помощью адвоката.
Повсеместно (не только в случае гражданина Олейникова), суды исходят из того, что УПК различает понятия "защитник" и "адвокат". Раз в статье 399 говорится об адвокате, значит, иные лица представлять осужденного в судебном рассмотрении вопросов исполнения приговора, в том числе ходатайств об УДО, не вправе.
Конституционный Суд решил иначе. По Определению, "лицо, допущенное к участию в уголовном деле в качестве защитника, не утрачивает свои уголовно-процессуальные права и обязанности в последующих стадиях производства по делу. Наделение же полномочием представлять интересы осужденного в стадии исполнения приговора лишь адвокатов являлось бы неоправданным ограничением конституционного права на юридическую помощь."
Таким образом, матери, отцы, жены и другие лица, допущенные судом в качестве защитников своих близких, сохраняют статус защитников в кассационной и надзорных инстанциях, а также при судебном рассмотрении вопросов об УДО. Защитник, не являющийся адвокатом, сохраняет свой статус и после вступления приговора в законную силу.

Поделиться