Законопроект внесен Правительством РФ, которое лет восемь назад уже предпринимало попытку отменить архаичные законоположения о запрете въезда и нахождения в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим диагноз ВИЧ. Несмотря на практически стопроцентную проходимость правительственных проектов, Дума прошлого созыва категорически отказалась принимать такие поправки, и законопроект, пролежав несколько лет без движения, был отозван.
В нынешнем проекте предложено компромиссное решение. Запрет как таковой остается, но он «не распространяется на иностранного гражданина или лица без гражданства, страдающего заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), не нарушающего законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции и имеющего члена семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных) - гражданина Российской Федерации, или иностранного гражданина, или лица без гражданства, постоянно проживающего на территории Российской Федерации.". Такое дополнение вносится в три закона: об иностранных гражданах, о ВИЧ, о выезде и въезде.
Первой ласточкой в этом направлении было Определение Конституционного Суда от 12 мая 2006 г. № 155-О по жалобе гражданина Украины Х. В этом решении, признавая в целом запрет легализации иностранцев с ВИЧ не нарушающим Конституцию, КС все-таки указал на гуманитарные соображения и выделил право ребенка воспитываться в полной семье как приоритетное. С тех пор суды, хотя и со скрипом, стали принимать решения в пользу семей с детьми, если один из супругов — гражданин РФ, а другой — иностранец с ВИЧ. Бездетные супруги в таких случаях получали как правило отказ и в суде.
Позже Европейский Суд по правам человека Постановлением от 10 марта 2011 года по делу "Киютин против России" признал противоречащей Конвенции о защите прав человека и основных свобод обязательное предоставление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции для получения разрешения на временное проживание в РФ, а также требование депортации иностранцев с этим диагнозом. В этом решении ЕСПЧ сформулировал позицию, актуальную не только для России, но и для некоторых европейских государств: выдворение иностранцев с таким диагнозом не может быть оправдано ссылками на проблемы общественного здравоохранения.
И решающим событием, предшествовавшим этому законопроекту стало Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 года № 4-П, который признал антиконституционным запрет на легализацию иностранцев с ВИЧ, в той мере, в какой он основывается «исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ- инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений».
Теперь, надо надеяться, закон будет принят и защитит хотя бы тех ВИЧ-инфицированных иностранцев, чьи супруги, дети, в том числе совершеннолетние, а также родители являются гражданами РФ, или даже , не будучи гражданами, постоянно проживают в России на законных основаниях и не нарушают законодательство о ВИЧ. Соблюдать же по сути следует одно правило, содержащееся в УК РФ — предупреждать сексуальных партнеров о наличии диагноза.
Что закону дан зеленый свет видно и из того, что Дума принимает его в приоритетном и срочном порядке. Если рядовые проекты получают после первого чтения месячный срок подготовки ко второму, то в данном случае Дума постановила, что поправки в законопроект могут быть поданы в течение 7 дней. Так что будем надеяться, что в окончательной редакции закон не претерпит ограничительных изменений.