1. Главная
  2. Блоги
  3. Колонка руководителя

Федеральное законодательство: досмотрят каждого

08.02.2011

Опубликован Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», вступающий в силу 1 марта с.г.

Закон этот уже многими прокомментирован, в том числе коллегами-правозащитниками — критически. Он и впрямь заслуживает негативной оценки. Правда, некоторые шумно обсуждавшиеся претензии, например, о применении физической силы и спецсредств к женщинам, пусть и справедливы, но не являются новеллами, а лишь воспроизводят идентичные положения прежнего закона. Такая критика несерьезна, тем более из уст тех, у кого действующий закон не вызывал аналогичных претензий.

Не то чтобы закон «О полиции» начисто лишен положительных моментов. Не претендуя здесь на полный его анализ, можно назвать хотя бы долгожданное «право на звонок», которым задержанные до сих пор не были наделены. Теперь такое право появляется у большинства административно задержанных и в некоторых других случаях задержания, но не распространяется на уголовно-процессуальное законодательство. При этом задержанный вправе позвонить родственнику либо другому близкому лицу (часть 7 статьи 14).
Это благое приобретение, но — и здесь приходится перейти к негативу — закон наделяет полицию настолько обширными полномочиями в части ограничения свободы и неприкосновенности личности, что, по сути, убивает конституционные гарантии.
Прежде всего это касается прав полицейских по осуществлению досмотра (осмотра). Самое объемное увеличение оснований такого вмешательства содержит пункт 18 части 1 статьи 13, согласно которому полицейские вправе проводить личный осмотр граждан и их вещей при проходе на публичные и массовые мероприятия, каковыми эта норма позволяет считать не только митинги и футбольные матчи, но и партийные съезды, свадьбы, народные гуляния, научные симпозиумы, спектакли и богослужения. В очередной раз закон подгоняется под существующую противоправную практику. То, что милиция делала по наглому или исподтишка, полиция будет делать солидно и со вкусом, так как получила полномочия «при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его» на соответствующие территории, участки местности и в общественные места.
В городах, где есть метро, полиция уполномочена законом без всякого повода досматривать пассажиров и их «ручную кладь». Метрополитен появился в проекте, уже практически готовом ко второму чтению, сразу же после взрыва в Домодедово: президент Медведев спустился на станцию «Охотный ряд» и поднялся недовольным мерами безопасности. В ответ тут же появилась поправка о метро. Вот и думай теперь (прости господи), кому выгодны теракты.
Если вы не ходите в кино и не ездите в метро (за их отсутствием в вашей местности), придуман еще один способ досмотреть вас и вашу кошелку. Закон «О милиции» наделял ее, как известно, правом проводить досмотр при наличии «достаточных данных» о том, что человек переносит оружие, взрывчатку или наркотики. В законе «О полиции» (пункт 16 части 1 статьи 13) говорится уже не о «достаточных данных», а просто о «данных», не обязательно достаточных, лишь бы каких. А так как заподозрить в наличии оружия или наркотиков не всякого сподручно, в новом законе появились еще «данные о том, что граждане имеют при себе ядовитые вещества». Так как ни из чего не следует, что речь идет о списочных ядовитых веществах, основанием для досмотра будут служить «данные» о перевозке или переноске вами порошка от тараканов. Остановить можно даже на выходе из леса: не прихватили ли вы случайно ложных опят.
По прежнему закону милиция, охраняя на договорной основе какие-либо объекты, могла досматривать только нарушителей режима в случае их проникновения на охраняемую территорию. Закон «О полиции» допускает на таких объектах досмотр любого входящего и выходящего лица (пункт 25 части 1 статьи 13).
Вполне ожидаемым было появившееся право полиции пользоваться электрошокерами для пресечения «противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций» (пункт 5 части 2 статьи 21), т.е. «несанкционированных» мирных собраний. Надо сказать, желание испробовать такие приборы на спинах демонстрантов органы проявляли и в ельцинские времена. Но тогда это не прошло. В 1995 году, когда в закон «О милиции» вносились дополнения о спецсредствах, МВД предложило применять электрошокеры «для пресечения массовых беспорядков и групповых действий». Депутату Глебу Якунину удалось добиться исключения этих поправок.

После замены народной милиции (каковой она, конечно, не была) полицаями, следующим шагом, по-видимому, должно стать переименование Департамента «Э» в жандармерию. Основа для этого в законе уже заложена. Среди обязанностей милиции упоминается выявление лиц, «имеющих намерение совершить преступление» , и проведение с ними индивидуальной профилактической работы (пункт 4 части 1 статьи 12). Это сближает полицию с органами, откуда происходят нынешний министр внутренних дел и разные другие неприятности.

Поделиться