1. Главная
  2. Консультации

Консультация №950

09.05.2008
Спрашивает Ева
Из заключения Комитета Государственной Думы по законодательству
и судебно-правовой реформе на проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 56 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 16 ноября 1998 года.
...
Новелла проекта заключается в предлагаемом автором порядке исчисления сроков отбывания лишения свободы — один день пребывания в следственном изоляторе лица, впоследствии приговором суда признанным виновным в совершении преступления, приравнивается к двум дням содержания в колонии любого режима. Предложение обосновывается автором тяжелыми условиями содержания лица в СИЗО, «не обусловленного приговором суда», и ставит целью обратить внимание на условия содержания под стражей в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которые отличаются от содержания в колониях, причем в худшую сторону, и близки по своим условиям к содержанию в тюрьме.

Тот факт, что условия содержания обвиняемых в СИЗО неудовлетворительны, по мнению Комитета, не может являться основанием для решения проблемы содержания подследственных таким образом. Это проблема не уголовно-правового регулирования, а выделения средств из бюджета на содержание исправительных учреждений и лиц, в них содержащихся. Как указывает в своем заключении Комитет Государственной Думы по безопасности, «предполагаемые затраты на питание одного человека снижаются до 22 рублей в месяц (при норме 225 рублей), еще меньшими станут затраты на медицинское обеспечение, которые уже в пять раз ниже норм, установленных Минздравом России». По мнению этого Комитета, рассматриваемый законопроект не только не решит серьезных проблем в обеспечении прав и законных интересов содержащихся в СИЗО лиц, но и признает, по существу, что они являются неустранимыми, и должны приниматься во внимание судом при определении срока наказания.

Рабочая группа, образованная при Комитете для предварительного обсуждения проектов, вносящих изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, пришла к заключению о нецелесообразности реализации в законодательстве предлагаемой идеи.

В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе считает необходимым рекомендовать Государственной Думе проект депутата А. Л. Головкова отклонить.
Вполне вероятно, что авторы, высказавшие свое мнение в 1998 году его уже давно поменяли, но мне кажется, что их позиция более чем актуальна, поскольку принятие данного законопроекта попросту откладывает решение проблемы содержания заключенных на неопределенный срок, под столь благовидным предлогом, как иное исчисление сроков пребывания с СИЗО, но почему же лица находящиеся под следствием, а в дальнейшем приговоренные судом к реальным срокам, должны находиться в таких выгодных условиях, попросту сокращая сроки своего, пребывая за решеткой и избегая уголовной ответственности в полном объеме по нерадивости нашего государства, которое не выделят из бюджета соответствующих средств!
Чистяков Артем Сергеевич
Ссылка на эту страницу: http://www.svem.ru/question/102011/
Как можно прокомментировать? Будет или не будет один день за 2 засчитываться?
Отвечает
Ева, здравствуйте. Это заключение, принятое еще в Думе второго созыва, потеряло актуальность. Поменялась и аргументация сторонников кратного срока. Правовой смысл введения коэффициента исчисления срока лишения свободы осужденных, содержавшихся под стражей, не столько в том, что заключенные находятся в СИЗО в пыточных условиях (хотя и это нельзя сбрасывать со счета). Идея в другом: пребывание в СИЗО по режимным условиям по сути равнозначно отбыванию наказания в тюрьме. Большинство же из тех, кто длительное время содержался под стражей, отбывает наказание не в тюрьме, а в колониях общего режима, строгого режима, или даже в колониях-поселениях, т.е. в условиях не столь строгой изоляции.
Вместе с тем неизвестно, будет ли поддержано Правительством предложение Минюста, разработавшего поправки об изменении исчисления сроков. Пока законопроект еще не внесен в Думу.
Поделиться