1. Главная
  2. Консультации

Консультация №858

07.04.2008
Спрашивает Михаил
Добрый день!!! Пишет вам автор № 685. Я все что вы написали показал, моему следователю, на что она дала почти письменный ответ, что списки ПККН ни кто не отменил, мой адвокат мне посоветовал то же не писать ходатайство. Мы ни чего не писали и сейчас ждем суда по особому порядку. В нашем городе уже 2х человек осудили на 2,5 и 3,5 года. Причем они писали много бумаг про нелегитимность списков ПККН и ни чего. Как можете это прокомментировать?

Здравствуйте многоуважаемые юристы сайта!
У меня вопрос по определению КС по конституционности 234ст.УК РФ. Как я понял КС до 2007г. работало только постановление правительства №930, на списки ПККН прямых ссылок нет, только упоминание по экспертным заключениям, основное это постановление №930 от 1996г. Но в нем нет ни прогормонов ни анаболических стероидов. Они были внесены в списки ПККН в 2003г. и списки правительства 2007г. То есть получается,что если вв эти в № 930 постановлении не были внесены,то и уголовное преследование за сбыт этих вв до 2007 не законно?
Проясните пожалуйста ситуацию.
С уважением
Михаил
Отвечает
  • завпунктом
Здравствуйте. Действительно, за время, прошедшее после опубликования ответа на Ваш предыдущий вопрос, положение коренным образом изменилось. Не только авторы этого сайта, но и Правительство РФ были единодушны в признании списков сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденных ПККН, не имеющими нормативной силы и не подлежащими применению для целей статьи 234 УК. Уголовное преследование по самой природе своей не может осуществляться за совершение действий с неопределенными веществами, признаки которых законодательно не определены и перечень которых не утвержден органом, правомочным издавать нормативные правовые акты. Все это подробнейшим образом обосновывалось на нашем сайте (см., в частности, ответы на вопросы № № 90, 146, 161, 413).
Несмотря на обоснованность нашей точки зрения, Конституционный Суд РФ занял противоположную позицию, мотивированную, на мой взгляд, защитой ведомственных интересов.
В конце марта с.г. появилось в электронных правовых базах Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2008 года N 79-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Амосова Константина Александровича, Фирта Арнольда Михелевича, Ядрихинского Дмитрия Васильевича и Яковлевой Яны Викторовны на нарушение их конституционных прав статьей 234 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Определение, представляющееся, мягко говоря, ошибочным, по сути легализовало уголовные преследования по статье 234, происшедшие до вступления в силу правительственных Списков сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе продолжающиеся расследованием либо находящиеся в суде уголовные дела, возбужденные на основании Списков ПККН.
В Определении указывается: «Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 930 "Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 года N 278, а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств" (с изменениями от 31 июля 1998 года и от 18 августа 2007 года) утвержден в установленном нормативном порядке перечень (список) сильнодействующих веществ, обязательный для применения всеми правоприменительными органами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 930 было принято до введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации (с 1 января 1997 года) и послужило бланкетной основой нормативного регулирования ответственности за предусмотренный статьей 234 УК Российской Федерации незаконный оборот сильнодействующих веществ в целях сбыта. Данным Постановлением с учетом экспертных заключений (в том числе в виде утверждаемых Постоянным комитетом по контролю наркотиков списков сильнодействующих и ядовитых веществ) относительно свойств тех или иных конкретных веществ, степени их воздействия на организм человека, количества и других обстоятельств обязаны были руководствоваться органы предварительного расследования и суды при расследовании и рассмотрении уголовных дел, связанных с уголовным преследованием за незаконный оборот сильнодействующих веществ.»

Исходя из Определения КС, уголовное преследование по статье 234 УК безоговорочно и бесспорно должно быть прекращено лишь в отношении лиц, привлеченных к ответственности за оборот веществ, не включенных в правительственные Списки (этиловый эфир, толуол и др.). Такие дела прекращены (например, «дело Софэкс»).
Вы пишете (вопрос № 583), что подверглись преследованию со стороны наркоконтроля за отправку в другой город стероидов (нандролон, метандростенолон, тестостероны и оксиметанол). Перечисленные вещества, как и ряд других (тот же сибутрамин), на 1996 год не были включены в перечень, приведенный в Постановлении № 930. Однако в данном Постановлении, начиная с первоначальной его редакции от 3 августа 1996 года, имелось примечание 1 следующего содержания:
«Порядок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278, распространяется также на все вещества указанной номенклатуры, перечисленные в списках Постоянного комитета по контролю наркотиков, а также их дозированные лекарственные формы независимо от фирменных названий и синонимов.»
Если следовать логике Конституционного Суда РФ, признавшего списки веществ, утвержденные Правительством для целей трансграничных перевозок, нормативным основанием для применения к обороту данных веществ статьи 234 УК, данное примечание может быть истолковано как включающее в списки Постановления № 930 всех веществ, включенных (и включавшихся в последующие годы) в Списки ПККН.
Однако правильным представляется иное толкование этого примечания как распространяющегося «на все вещества указанной номенклатуры», перечисленные в Списках ПККН, не в смысле всех сильнодействующих и ядовитых веществ, которыми дополнялись в последующие годы эти Списки, а в смысле перечисленных в них иных именований и форм каждого из веществ, включенных в Постановление № 930.
В качестве иллюстрации такого прочтения возьмем, например, сильнодействующее вещество «бромазепам».
В 930-м Постановлении значится только «бромазепам». В Списке сильнодействующих веществ, утвержденном ПККН, эта позиция выглядит так: «БРОМАЗЕПАМ (BROMAZEPAM) ... /далее его химическая формула/ ... (БРОМИДЕМ), Deptran, (КАЛМЕПАМ), Lectopam, Lesotan, Lexatin, Lexilium (ЛЕКСИЛИУМ), Lexotan (ЛЕКСОТАН), Lexotanil, Ro 5-335».
Таким образом, буквальный смысл примечания в том, что под каждым вещество перечня, утвержденного постановлением № 930, должны пониматься все его модификации и наименования, указанные в Списках ПККН.
В противном случае не было бы необходимости пересматривать перечень веществ, перечисленных в 930-м Постановлении, как это было сделано Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2007 года. Достаточно было бы указать, что порядок ввоза и вывоза сильнодействующих и ядовитых веществ распространяется на все вещества, перечисленные в Списках ПККН.
В результате получается следующая правовая конструкция, которую могли бы использовать все обвиняемые и осужденные за оборот анаболиков и других веществ, которых не было в перечне Постановления № 930.
1. Конституционный Суд в Определении от 7 февраля 2008 года признал, что применение статьи 234 УК было возможно на основании перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 930 в 1996 году.
2. О Списках ПККН в Определении КС сказано, что они должны учитываться наряду с другими экспертными заключениями «относительно свойств тех или иных конкретных веществ, степени их воздействия на организм человека, количества и других обстоятельств», т.е. сами по себе, помимо Постановления № 930, Списки ПККН не могли и не могут применяться для целей статьи 234 УК.
3. Стероиды, оборот которых Вам вменен, не были включены в перечень 930-го Постановления.
4. Примечание 1 к Постановлению № 930 распространяется на иные формы и именования перечисленных в данном Постановлении веществ, но не может быть интерпретировано как распространяющееся на все сильнодействующие и ядовитые вещества, включенные в Списки ПККН после издания Постановления № 930.
5. Уголовные дела, возбужденные по статье 234 УК до вступления в силу Постановления № 964 от 29 декабря 2007 года в связи с незаконным оборотом веществ, которых не было и нет в перечне Постановления № 930, подлежат прекращению.
Поделиться