1. Главная
  2. Консультации

Консультация №570

23.01.2008
Спрашивает Артем
Здравствуйте! я обвиняюсь по ч. 3 ст. 234 ук РФ. Уголовное дело было возбуждено в январе 2007 года в нарушении 3-ФЗ от 1998 года "о наркотических и психотропных веществах", который регулирует оборот наркотических и психотропных веществ по факту сбыта не установленным лицом. В феврале мне вручили постановление в качестве подозреваемого по данному уголовному делу и вменили сбыт сильнодействующего вещества - нандролона деканоата, где также сослались на 3-фз "о наркотических и психотропных веществах". Контрольной закупки не было, свидетель указал на меня при проведении очной ставки. На суде было письменно заявлено ходатайство на прекращение уголовного дела в связи с тем, что: 1. в постановлении о возб. уг. дела следователь ФСКН и прокурор сослались на фз-3 "о наркотических и психотропных веществах", который не имеет отношение к веществу нандролон деканоат, а регулирует оборот и хранение нарк. и псих. веществ. 2.при исследовании данного вещества, добровольно выданным свидетелем, исследование не проводилось, а выводы о количестве вещества были сделаны по надписи на флаконе. Тем самым мы считаем, что уголовное дело было возбуждено не законно, но суд оставил наше ходатайство без изменения и добавил что, обжалование постановления необходимо было до передачи дела в суд. Но мы считаем, что на любом этапе следствия или судебного разбирательства незаконно возбужденное уголовное дело должно быть прекращено. Так ли это? Прошу вас, пожалуйста, ответьте на мой вопрос и пожалуйста проконсультируйте меня. С уважением, Артем.
Отвечает
Артем, здравствуйте.
Уголовное дело (независимо от стадии рассмотрения) подлежит прекращению, потому что прокурор не вправе поддерживать заведомо незаконное обвинение (статья 239 УПК). Если прокурор не откажется от обвинения, судом должен быть постановлен оправдательный приговор.
Во-первых, грубым нарушением является то, что экспертное исследование вещества не проводилось. Согласно Постановлению Пленума от 15 июня 2006 года "для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее или ядовитое), их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки требуются специальные знания", в связи с чем "суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов". Экспертиза вещества должна была быть проведена аттестованным экспертом по специальным методикам.
Во-вторых, независимо от допущенных по делу процессуальных нарушений, все уголовные дела, возбужденные до 16 января 2007 года по статье 234 УК, подлежат прекращению, поскольку до этой даты отсутствовали утвержденные правомочным органом списки сильнодействующих веществ, что и послужило основанием для принятия поправки к статье 234 Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 252-ФЗ.
В соответствии с законом, действие которого отсчитывается с 16 января 2008 года, Списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей УК утверждаются Правительством РФ.
Списки Постоянного комитета по контролю наркотиков не имели юридической силы, т.к. не являлись нормативно-правовым актом, не проходили регистрацию в Минюсте. ПККН не является органом государственной власти. Согласно Государственному реестру юридических лиц ПККН по своей организационно-правовой форме - некоммерческая организация.
О том, что статья 234 УК все эти годы должна была быть "спящей", в ФСКН прекрасно знали, но продолжали возбуждать уголовные дела. Чтобы поправить ситуацию, именно ФСКН подготовило и представило Правительству проект вышеназванного закона, в пояснительной записке к которому отмечалось:
"Установление перечней каких-либо веществ для целей привлечения к уголовной ответственности сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, в связи с чем утверждение таких списков некоммерческой организацией не соответствует требованиям статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В настоящее время
(т.е. на момент внесения законопроекта - Л.Л.) привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ, фактически невозможно, поскольку иного перечня указанных веществ в целях привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 234 УК России, кроме Списков ПККН, не имеется."
Важно подчеркнуть, что разработчиком проекта была ФСКН. А цитированная пояснительная записка летом 2007 года была внесена в Думу Правительством РФ в пакете с дополнением статьи 234.
То обстоятельство, что нандролон включен в Список сильнодействующих, утвержденный Правительством, не имеет никакого отношения к Вашему делу, т.к. закон, устанавливающий уголовную ответственность, обратной силы не имеет. Юридически значимым обстоятельством является в данном случае отсутствие на момент действий, в совершении которых Вас обвиняют, надлежащим образом утвержденного списка веществ, подпадающих под статью 234.
См. также вопрос № 527.
Поделиться