1. Главная
  2. Консультации

Консультация №1457

21.01.2009
Спрашивает Алина
Здравствуйте, я юрист одного из предприятий ЖКК. Недавно поступило письмо из наркоконтроля, о том, чтобы мы допустили их на территорию предприятия для выявления лиц допускающих употребление наркотиков, ссылаясь на пункт региональной Целевой программы "Профилактика правонарушений 2007-2010 который гласит:
... проведение плановых и внеплановых проверок объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов энергетики, обеспечивающих функционирование транспорта, связи на предмет их антитеррористической защищенности, а также выявления фактов потребления наркотиков". Подскажите пожалуйста, насколько законны эти требования?
Да, Алина, много я видела писем наркоконтроля, но чтобы они ссылались на Целевую программу "Профилактика правонарушений" - такое я слышу впервые. Фантазия безгранична... Отвечая на ваш вопрос, можно написать диссертацию, так как в РФ существует огромное количество законодательных актов, регулирующих деятельность различных правоохранительных органов, к которым также относится и наркоконтроль.
Попробуем разобраться, что же все таки хочет наркоконтроль от предприятия ЖКК. Судя по тому, что письмо к вам пришло из наркоконтроля, то их интересует та часть Целевой программы, которая относится к обороту наркотиков, а не к антитеррористической деятельности, то есть "выявление фактов потребления наркотиков".
Потребление наркотических средств - это административное правонарушение (ст. 6.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях), то есть ваш наркоконтроль хочет выявить административное правонарушение. Согласно Положению о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976) (с изменениями от 26 марта, 10 сентября, 23 октября 2008 г.), основными задачами ФСКН России является в том числе выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях.
И тут начинаются споры юристов, которые обязаны оценивать каждую точку в законе. И задают они вопрос следующий - В законе указано, что задачами ФСКН является выявление преступлений, но про выявление правонарушений ничего не сказано; про правонарушения сказано - только осуществление производства. А относится ли к осуществлению производства также и выявление - вот здесь мнения юристов расходятся. Вот к чему приводят неточности в формулировках закона.
В этом же Положении закреплены полномочия ФСКН, среди них - осуществление производства по делам об административных правонарушениях (п.10 ч.8) и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ (п.4 ч.9). О проведении проверок в отношении юридических лиц, чья деятельность не связана с оборотом наркотиков, ничего в Положении не сказано, и такие полномочия не предоставлены.
Однако, для полноты ответа необходимо привести и иные нормы закона. Так, согласно Положению, ФСКН осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7 ч.8). То есть, на ФСКН распространяются требования Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 2 декабря 2005 г., 24 июля 2007 г., 29 апреля, 22 декабря 2008 г.). И здесь основной вопрос - распространяется ли данный закон на правонарушения, или же только на преступления?! С одной стороны есть ст.1 Закона:
"Оперативно - розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств".
С другой стороны есть ст. 7 того же Закона "Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий", где указано, что основаниями являются в том числе ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В своем ответе я умышленно не даю однозначного ответа на почти научный вопрос и не привожу свое мнение по поводу полномочий наркоконтроля. Вы, Алина, имеете юридическое образование, и сами сможете выбрать модель поведения в общении с наркоконтролем, с учетом оценки имеющегося законодательства по этому вопросу.
Поделиться