1. Главная
  2. Консультации

Консультация №14430

27.01.2023
Спрашивает И.А. В.

Здравствуйте. Такая ситуация, брата задержали и обвиняется по ст. 228.1 ч.4 ,ст.30ч.3. Сейчас находится в СИЗО. Дал признательные показания во время задержания. Ещё у него на след. день после задержания случился обширный инфаркт, была проведена операция на сердце. Ему назначены обследования, контроль и ежедневные жизненно - необходимые медикаменты. Состояние удовлетворительное. Бывают приступы, боли в груди и т.д. В общем , далее он стал частично признавать свои показания. Что там вообще было на самом деле, нам неизвестно. Дело состоит из 5 томов, эпизодов много. Адвокаты платные и бесплатные по назначению как таковую защиту не оказывают. Только присутствуют, собирают документы и т.д. И обещают там что-то. У нас такой вопрос: Если протокол места происшествия (или протокол следственного действия) имеет корректировки, никем не подписан и нет отметки "исправленному верить", то являются ли эти нарушения грубыми или нет? И являются ли данные нарушения допустимыми доказательствами или нет? И, если можно, ещё хотелось бы уточнить: Основной диагноз у брата - Ишемическая болезнь сердца (и далее сопутствующие диагнозы с осложнениями на сердце ХСН, сосуды). Может ли данное состояние здоровье быть смягчающим обстоятельством? Спасибо

Отвечает
  • адвокат Екатерина Богданова

Здравствуйте.

В соответствии с УПК РФ (ст. 166) в протоколе следственного действия должны быть указаны место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности. В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Поскольку бОльшей детализации требований к оформлению протоколов следственных действий действующее общее уголовно-процессуальное законодательство не содержит (в отличие, например, от уголовно-процессуального законодательства, применяемого в дознании в сфере Вооруженных Сил, где действует соответствующая Инструкция, согласно пункту 117 которой все зачеркивания, исправления и дописки должны быть оговорены в конце протокола и удостоверены подписями лиц, участвовавших в следственном действии), то представляется, что грубыми нарушениями можно будет считать отсутствие указанных в статье 166 УПК обязательных реквизитов, в частности, подписей лиц, участвовавших в следственном действии.

Относительно корректировок текста протокола и подписей рядом с ними и слов «исправленному верить» – можно предположить исходя разве что из практики оформления таких исправлений в ходе предварительного следствия (т.е. да, обычно исправления заверяются таким образом и обычно следователь не возражает подписать такое исправление – если обвиняемый или его адвокат требуют этого), но не из практики признания прокуратурой или судом протоколов с незаверенными исправлениями недопустимыми доказательствами, – что, безусловно, следует требовать признания судом таких доказательств недопустимыми, однако о перспективах того, признает ли суд такой недостаток грубым нарушением, судить сложно. Можно предположить, что такие недостатки выявляются и подлежать исправлению на этапе проверки материалов предварительного следствия прокуратурой.

Вышесказанное подтверждается разве что имеющимися в справочных правовых системах и прочих открытых источниках научно-практическими комментариями к Уголовно-процессуальному кодексу. В частности, считается подразумеваемым правилом, что если от участвовавших в следственном действии лиц поступили заявления и уточнения, то они в обязательном порядке фиксируются в протоколе; вместе с тем ни эти лица, ни следователь не вправе вносить исправления непосредственно в текст протокола; все поступившие заявления и замечания отражаются в конце протокола, где при необходимости может быть повторена целая фраза, требующая изменения. Также по данному вопросу пишут, что исключение доказательств из материалов дела стало устойчивой практикой в случаях, когда имели место в протоколе следственного действия изменения, дополнения, исправления, не оговоренные составителем протокола и не удостоверенные подписями всех участников следственного действия.

Ишемическая болезнь сердца, особенно если она сопровождалась инфарктом и последующим оперативным вмешательством, что было подтверждено документально, безусловно является смягчающим доказательством, как и любое ухудшенное состояние здоровье, которое можно подтвердить документально. Об этом обязательно надо говорить в ходе осуществления защиты по делу и акцентировать внимание суда с приложением заверенных копий медицинской карты и прочих документов, оформляемых после хирургического вмешательства.

Поделиться